Знаки Востока

Выставочный проект «Душа Азии» в галерее Виктора Бронштейна представил редчайшие работы знаменитых иркутских и бурятских мастеров

В последние годы восточная этническая тематика в выставочном пространстве Иркутска раскрывалась неоднократно и с разных сторон: горожанам показывали украшения из серебра, созданные в народных бурятских традициях, чайные церемонии в музейных залах, ритуальные предметы буддийского культа, яркие полотна, наполненные мифическим и метафизическим смыслом…И вот еще один интересный проект — «Душа Азии» открылся в галерее Виктора Бронштейна. Древняя культура в интерпретации современных художников и скульпторов выглядит все так же загадочно и привлекательно, пробуждает родовую память. Изюминка выставки — композиция «Птица и тигр» всемирно признанного скульптора Даши Намдакова, он впервые представил эту работу в России.

Белые стены, светлый пол, европейский минимализм галереи для экспонатов подошел как нельзя лучше: каждый предмет здесь кажется обособленным, приковывает взгляд. Но стоит пройти по всем залам — и тогда понимаешь, насколько подходят друг к другу эти скульптуры и картины, дополняют на разных уровнях уже сказанное. Бытовые виды: телега со свежескошенной травой и восседающие на ней дети, шумная деревенская свадьба на фоне радуги, мальчик, рисующий на заборе всадника-облако через восприятие человеком природы, окружающего мира, — связаны с соседствующими пейзажами, безмолвными и бескрайними степями. На этих картинах уже вовсю властвуют земля и небо, горы и цветы, но не обычные, в них ощущается присутствие духа.

Согласно шаманизму, у каждой местности есть свой хранитель — божество, он следит за порядком на вверенной ему территории, принимает подношения от людей, может наслать на них порчу или, напротив, благоволить к ним. На картине 16-летней давности Карла Шулунова «Ижимей, покровительница Ольхона» и на прошлогодней работе Чингиза Шонхорова «Памятники времени» изображены святые места — места поклонения духам, их отличают яркие ленты, резные столбцы и особая энергетика. Эти картины написаны в жанре реализма, а рядом с ними авангардистский цикл работ Виталия Смагина «Мифы Прибайкалья» освещает ту же тему, но уже в свободной манере и смелых цветовых решениях.

— Мифы сравнимы с чистым, ясным взглядом ребенка, наполненным искренней верой в добрые силы, дающие возможность безмятежно мечтать и восторгаться нескончаемым светом жизни. К мифу я обращаюсь не как к картине, иллюстрирующей устное повествование. Мне бы хотелось, чтобы мои работы через живопись, цвет, через живописную пластику передавали доброе начало человека, — говорит Виталий Смагин, народный художник России, почетный гражданин Иркутска.

На выставке можно увидеть 14 картин выдающегося бурятского живописца Аллы Цыбиковой, чьи работы долгое время не экспонировались. Некоторые из них в Иркутске показаны впервые, они предоставлены семьей художницы. В них невесомость Шагала перекликается с восточными мотивами и образами, и, конечно, нашлось место для авторской птицы-вдохновения, увиденной художницей когда-то во сне. На портретах, натюрмортах и пейзажах присутствует тонконогая птичка с лицом и руками человека.

Бурятию на выставке также представляют такие именитые мастера, как Александр Тимин, Юрий Мандаганов, Бальжинима Доржиев, Олег Козлов, Жамсо Раднаев, Зорикто Доржиев. От Иркутской области выбраны работы известных мэтров — Виталия Рогаля, Любови Бертаковой, Владимира Максимова, а также работы молодого поколения художников — Сергея Писарева, Александра Имедеева, Юрия Ермолаева, Владислава Урбаханова, Светланы Андреевой. Картины 50-х годов и совсем свежая живопись, флорентийская мозаика, гравюры на пластике, цифровые иллюстрации — разнообразие техник поражает.

В середине залов галереи выставлены монументальные работы Даши Намдакова: огромные по размерам и такие же мощные по силе их восприятия.

Современная стилистика форм скульптур художника взывает к традиционному, если не сказать первобытному, миропониманию, когда человек был частью животного мира. Анимализм занимает свою большую нишу в творчестве художника. Черная пантера, ощерившая пасть в предупредительном рыке, символизирует материнскую заботу и защиту; конь Модэ, предводителя вождя кочевников, в виде извлеченных из-под земли останков, как настоящая археологическая находка, вызывает интерес к обычаям древних.

— Он моделирует образы-символы, наделив их магией особенных свойств хранителей человека, защитников домашнего очага и обитателей неведомых миров, ориентируясь внутренним чувством на память предков. Характеры персонажей Даши Намдакова экспрессивны, и даже в состоянии внешнего покоя мы ощущаем могучее усиление внутреннего преображения, — комментирует Надежда Комарова, искусствовед.

Стоит отдельно отметить, что выставочный проект «Душа Азии» приурочен к пятому Международному этнокультурному фестивалю «Ердынские игры — 2015» и поддерживается Арт-фондом Даши Намдакова. Бронзолитейное искусство Бурятии продемонстрировано также в изделиях Зандана Дугарова, Гэсэра Зодбоева, Дмитрия Будажабэ, Баира Сундупова. В их работах мифы словно оживают: козлорогая вахана — животное, перевозящее божеств, воин Шамбалы, царь птиц гаруда, морское чудовище макара и хозяин Байкала Бахар Харанойен миниатюрны, но от того не менее грозны. Впрочем, разглядывать их совсем не страшно, даже детям. Разгадать «Душу Азии» можно будет до конца лета.

  • Где посмотреть

Выставка «Душа Азии» работает до 30 августа ежедневно с 11.00 до 20.00 по адресу: улица Октябрьской Революции, 3. Стоимость входного билета для взрослого 150 рублей, для детей (от 3 до 18 лет) — 50. Каждые среду и четверг в 17.30 для посетителей проходит бесплатная экскурсия (без учета стоимости входного билета).

Жамсо Раднаев, «Из детства». Знакомая многим ситуация: ребенок нашалит  и сбежит из дома, подальше от неминуемого наказания. Маленький беглец высматривает из-за каких-нибудь кустов дом и вслушивается, не ищут ли его  уже, сердитыми или взволнованными голосами не окликают ли проказника
Жамсо Раднаев, «Из детства». Знакомая многим ситуация: ребенок нашалит и сбежит из дома, подальше от неминуемого наказания. Маленький беглец высматривает из-за каких-нибудь кустов дом и вслушивается, не ищут ли его уже, сердитыми или взволнованными голосами не окликают ли проказника
«Мадонна с птичкой» Даши Намдакова. Большая, из светлой бронзы фигура обнаженной женщины  с птичкой на груди. Образ кочевницы  и единения  с природой соединяется  с образом матери доброй, всепонимающей. Обычно при упоминании «Мадонны»  на память приходят утонченные христианские лики,  а не азиатские формы праматери.  Эта работа  разбивает  стереотипы
«Мадонна с птичкой» Даши Намдакова. Большая, из светлой бронзы фигура обнаженной женщины с птичкой на груди. Образ кочевницы и единения с природой соединяется с образом матери доброй, всепонимающей. Обычно при упоминании «Мадонны» на память приходят утонченные христианские лики, а не азиатские формы праматери. Эта работа разбивает стереотипы
Красивое и яркое сочетание лазурита и бронзы в скульптуре Даши Намдакова «Птица и тигр». Схватка двух мифических существ, исполненных в стиле Древнего Востока, отсылает к сказаниям дней давно минувших. Скульптура в единственном экземпляре была создана всего год назад
Красивое и яркое сочетание лазурита и бронзы в скульптуре Даши Намдакова «Птица и тигр». Схватка двух мифических существ, исполненных в стиле Древнего Востока, отсылает к сказаниям дней давно минувших. Скульптура в единственном экземпляре была создана всего год назад
Загрузка...