Жителям Иркутской области присвоен низкий рейтинг по уровню читаемости

Иркутская область вошла в число регионов, отстающих по степени развития инфраструктуры для чтения.

Такой вывод сделали чиновники Роспечати на основании составленной недавно литературной карты. Вернуть России звание самой читающей страны мира планируют в том числе и административными методами — посредством увеличения количества книжных магазинов. Обозреватель «Пятницы» выясняла, какова роль государства в повышении интереса к чтению и можно ли в век развития цифровых технологий вычислять рейтинг читаемости исходя из количества магазинов, торгующих традиционными бумажными книгами.

Что за карта такая?

Литературная карта, на которую ссылаются при составлении рейтинга читаемости чиновники, вроде как есть, но как я ни пыталась найти в Интернете подробное описание с разбивкой на цифры и показатели — бесполезно. Везде фигурирует некая абстрактная карта России, на которой регионы окрашены в более или менее яркий цвет по степени читаемости. Иркутской области достался бледно-розовый, означающий, согласно маркировке, отстающий регион. Грустно, но, судя по карте, в Забайкалье, Тыве и Дагестане читают еще меньше.

Естественно, возникают вопросы: как, почему, на каком основании нас определили в отстающие? Оказалось, составители карты измеряли интерес к чтению не количеством читающих людей, а количеством библиотек, книжных магазинов, издательств и книжных мероприятий. Об этом журналу «Огонек» рассказал заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев. По его словам, в основу литературной карты легло исследование инфраструктуры основных элементов поддержки интереса к чтению. Дальше — самое интересное! С руководителями «отстающих» областей будут проведены соответствующие беседы с целью побудить их развивать городскую книжную среду. В первую очередь речь идет об увеличении количества книжных магазинов. По словам Владимира Григорьева, храм книги должен быть в шаговой доступности, а уже далее можно его усовершенствовать: «Давно пора понять управленцам всех уровней, что книга — явление городской среды, определяющее дух города. Книжный магазин поддерживает и развивает социум».

Зачем нужны магазины в эпоху электронных книг

Итак, чиновники решили, что надо активизировать в стране интерес к чтению. Дело хорошее, но предлагаемые решения вызывают вопросы. Откровенно говоря, не очень понятен сам метод измерения читаемости. Чтение — это такая тонкая сфера жизни человека, а здесь все быстренько посчитали, обобщили и привели к общему знаменателю.

На самом деле в Иркутске не стали меньше читать. Напротив — читают очень много. В городе постоянно проходят какие-то лекции, встречи, чтения. К примеру, на днях состоялась презентация книги Анатолия Кобенкова «Уже не уйду никуда». Причем книгу специально заказывали в Москве, и всем желающим не хватило: в книжных магазинах города ее купить невозможно, очевидно, по причине «отсутствия» массового спроса.

Кстати, о магазинах. Да, с наступлением рынка некоторые, к сожалению, закрылись: «Политкнига», «Знание», «Букинист», но еще больше открылось. Появилась книготорговая сеть «ПродаЛитЪ», у которой, согласно официальному сайту, только в Иркутске 20 точек, в том числе огромный магазин на улице Урицкого, который занимает два этажа. Также есть большой «Читай-город» на углу Карла Маркса и Пролетарской. Всего же, согласно информации на официальном сайте Иркутска, в городе более 30 магазинов и отделов, где можно купить книги. Другое дело, что изменился подход.
Книготорговая сеть — тот же супермаркет, где все построено по законам маркетинга. Заходит человек и теряется в море ярких обложек. Здесь все унифицировано: хиты продаж, знаменитости, скандалы — поближе к кассе. Классика — подальше. Не читатель ищет свою книгу, а ему с порога указывают, что надо читать, что модно. Это во-первых.

Во-вторых, книги — это дорогое удовольствие. Очень! В 2008 году в Иркутске выступал писатель и поэт Дмитрий Быков, встреча проходила в одном из книжных магазинов. Писатель увидел ценник на своей книге и изумленно воскликнул: «Сколько-сколько?!» Действительно, цены просто запредельные. При этом те же книги в интернет-магазине можно купить процентов на 20—30 дешевле. Многие книголюбы уже давно покупают книги исключительно в Сети. Очень удобная вещь.

В-третьих, у традиционных бумажных книг появилась альтернатива в виде электронных, и это одна из главных причин, почему торговля становится нерентабельной. Согласитесь, нет никакого резона покупать бумажную книгу за 500—700 рублей, если точно знаешь, что прочитаешь ее один раз. Электронные книги и планшеты — это удобно и экономично. Купил — и читай сколько душе угодно.

Что касается библиотек, то сегодня только в составе централизованной библиотечной системы Иркутска 27 общедоступных библиотек, в том числе 10 для детей. Плюс еще ЦНТИ, Молчановка, библиотеки при вузах, библиотека имени семьи Полевых, областная библиотека имени Уткина, библиотека имени Марка Сергеева, библиотека имени Потаниной. И во многих из них проводятся встречи, лектории, фестивали. Кстати, еженедельник «Пятница» совместно с библиотекой имени Пушкина вот уже десять лет проводит детский поэтический фестиваль «Читаем Пушкина».

Конечно, жизнь меняется, есть мнение, что традиционные библиотеки нужно переформатировать в клубы для общения. В связи с развитием Интернета и электронных носителей библиотеки утрачивают свою прежнюю функцию места выдачи книг. Новые формы взаимодействия с читателем мы видим, например, в библиотеке имени Молчанова-Сибирского, где постоянно проходят выставки, лекции, презентации, конференции, дискуссии, концерты, вебинары и онлайн-трансляции. Но понятно, что все упирается в людей, которых нужно специально готовить. В сущности, это совершенно новая профессия — человек, который может общаться с аудиторией, организовать мероприятие, провести онлайн-трансляцию. Может, государству стоит вкладывать силы и средства в подготовку таких специалистов, а не просто считать магазины?

Книг в магазинах не было, зато читали все

Многим не дает покоя память о тех годах, когда наша страна считалась самой читающей в мире. Да, было время, когда в любом разговоре неизменно звучал вопрос: «Что читаешь?» Но тогда и жизнь была другой, и поток информации был меньше: ни компьютеров тебе, ни Интернета, ни цифрового телевидения. Вся энергия уходила на чтение книг и их добывание. Парадокс: в советских книжных магазинах хорошую книгу купить было невозможно, но все читали. Многие выписывали толстые журналы, был черный рынок: книги продавались втридорога, обменивались, более того, они были одним из способов вложения денег. Хорошая домашняя библиотека равнялась стоимости автомобиля.

Но с наступлением рынка книги перестали быть дефицитом, с другой стороны, появились другие формы интересного досуга. У людей стало меньше времени на чтение. Но такая ситуация не только у нас, так во всем мире. Читающая публика никогда не была большинством. К чтению нужно иметь вкус, привычку, которые закладываются в первую очередь в семье. Если в семье не читают, тут уж ничего не поделаешь, хоть на каждом углу поставь по книжной лавке.

Магазин магазину рознь

Иркутянин Владимир Демчиков двадцать лет отдал книжному — язык не поворачивается сказать — бизнесу. Его книжная лавка «Марьина роща» была в Иркутске в определенном смысле культовым местом. Здесь продавалась только качественная литература. Демчиков лично возил из Москвы книжные новинки в жанре интеллектуальной литературы. Увы, «Марьиной рощи» больше нет. По словам владельца, основной причиной закрытия стало понимание бессмысленности ее существования в наших условиях.

— Сейчас нужно смотреть, как это устроено у наших соседей по планете, — говорит Владимир Севастьянович. — Там в некоторых странах уже давно отлажена система господдержки книгоиздания и книгораспространения. Во Франции, скажем, есть Национальный центр книги, оказывающий поддержку отбираемым на конкурсе издательским проектам, например новому полному переводу Достоевского на французский, и таким образом поддерживающий и малые некоммерческие издательства, которые могут удержаться на плаву, и серьезные издательства, которые смелее берутся за рискованные проекты. Достаточно зайти в любой книжный во Франции — и вы сразу заметите разницу, как выглядят магазины у них и у нас.

Это очень интересная тема: книжные магазины за рубежом. Просто другой мир. Например, уникальный магазин Shakespeare & Company в Париже, открытый в 1919 году. Здесь можно найти и новинки, и книжные раритеты. Этот магазин — настоящий склад сокровищ. Он и магазин, и библиотека, и музей. Незабываемая атмосфера, антикварные интерьеры плюс шикарный вид на собор Нотр-Дам. Или знаменитый магазин Livraria Lello в Португалии, который является национальным достоянием страны, с необычайно красивыми лестницами, переходами, потолками.

Удивительно, что хозяева книжных магазинов вовсе не стремятся к однообразию, напротив, каждый стремится создать нечто уникальное, допустим, магазин, расположенный в подвале старинного замка или в трюме речной баржи. В Венеции есть магазин, где посреди зала стоит гондола, наполненная книгами. Разве такое забудешь?! Здесь не только книги, тут и библиотека, и кафе, и живая музыка, и общение. Конечно, все это великолепие не рассчитано на массовую публику, но есть 5—7 процентов населения, которым это жизненно необходимо.

У нас в Иркутске есть только один магазин «немассового» спроса. Речь идет о «Книжной лавке» в Иркутской слободе. Там есть и новые книги, и букинистический отдел, здесь же можно попить кофе с друзьями. Обычно сюда приходят молодые люди, студенты, интеллигентного вида пенсионеры. И, глядя, как жадно они перебирают книги на полках, как горят их глаза, понимаешь: бумажная книга не умрет никогда, никакие супердевайсы не заменят шорох настоящей бумаги.

Владимир Демчиков подтверждает: традиционная книга — нравится нам это или нет — перестала быть товаром массового спроса и стала товаром нишевым, то есть рассчитанным на определенную категорию покупателей. Соответственно, и книжные магазины сегодня могут быть либо нишевыми и, по сути, уже почти клубными предприятиями для определенной аудитории, либо большими сервисными фабриками, занимающимися и интернет-торговлей с доставкой, и продажей билетов на концерты и самолеты, и массой других вещей, в которых собственно книжный оборот, как это происходит в мире, довольно скромный.

— Рынок бумажной книги будет уменьшаться и дальше, — прогнозирует эксперт, — ибо есть электронные и Интернет. К тому же есть соцсети, которые многие сегодня (я, например), по сути, используют как reading channel («канал для чтения»), что в госстатистике вряд ли учитывается. Поэтому каким образом государство может помочь людям в нашем уже достаточно атомизированном обществе «больше читать», мне непонятно. Особенно сейчас, когда люди начинают больше думать о надвигающихся экономических трудностях.

  • Самые читающие страны мира сегодня — Индия (1-е место), Китай (2-е) и Таиланд (3-е). Россия в этой таблице находится на седьмом месте. Также мы на втором месте по развитию детского чтения (на первом — Гонконг).
  • Согласно данным «Российской газеты», 50% россиян за последний год не прочли ни одной книги. 60% — не купили ни одной книги. В 70-е годы 80% семей читали книги вместе с детьми. Сейчас — 7%.
Материалы в тему: 

Для Севера Иркутской области надо усовершенствовать доставку продовольствия – Н. Дикусарова

Депутаты Законодательного Собрания Иркутской обратились в адрес губернатора Сергея Ерощенко с просьбой усовершенствовать механизм обеспечения доставки продовольственных товаров в поселения, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов ...
Загрузка...