Жители села Обуса сохраняют культуру

Есть такое мнение, что Осинский район — место, где почти в неизменном виде сохранилась национальная культура; что именно там среди коренного населения практически на равных существуют два языка — бурятский и русский.

Корреспонденты еженедельника решили проверить это убеждение на практике, побывав в селе Обуса.

Обуса — место сильное. Об этом селе писал еще профессор, этнограф Иван Манжигеев, указывая на проживание здесь легендарного шамана Бахууная и на загадочных обусинских старцев. Но вот так, с ходу, ничего таинственного в этом населенном пункте не видно.

Колорита добавляют лишь горы, каждая из которых носит свое название. Пришлый человек заметит только, что Обуса — крепкое село. Днем местных жителей на улицах не видно, все занимаются своими делами. Лишь скот вальяжно прогуливается по околотку.

В поисках нужной информации обусинцы отправляют всех приезжих в школу. С порога видно, что воспитанию патриотизма здесь уделяют большое внимание. Перед входом в учебное заведение расположена юрта. Ее построили на 100-летие школы.

Школа большая, в ней обучается 135 детей. Часть школьников приезжают из деревень Горхон, Барахал и Кутанка. Вот только они не уезжают каждый день домой, как это стало принято во всех школах, где учатся дети из других селений, а остаются жить всю трудовую неделю в пришкольном интернате. Зато после занятий они успевают посещать кружки, спортивные секции и заниматься творчеством.

С нового года образовательное учреждение претерпело небольшие организационные изменения — его структурным подразделением стал детский сад. Два года назад, в декабре, здание дошкольного учреждения сгорело, и малышей определили в школу. Сейчас они занимают часть первого этажа. Для ребятишек оборудованы спальные, игровые комнаты, раздевалка, санузел. В прежнем здании детского сада находилось 60 детей, сейчас дошкольное учреждение посещают 75 ребятишек. И это не предел. Часть детей ждет своей очереди дома.

За последние годы рождаемость в муниципальном образовании заметно выросла.

По словам Татьяны Пихановой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, несколько лет назад первоклассников набиралось человек десять, а в следующем году их будет уже 24.

Жители села хотели, чтобы прежнее здание детского сада восстановили, однако в районной администрации в целях экономии решили сделать иначе. Школа, построенная в 1995 году, была рассчитана на 270 учеников и в настоящий момент заполнена только наполовину. В ней провели капитальный ремонт: установили стеклопакеты, навесные потолки, отремонтировали полы и обновили само здание. Для детской площадки школа пожертвовала своим приусадебным участком, перенеся его на территорию сгоревшего детсада.

Как отмечают педагоги, теперь в школе стало тепло и уютно. Правда, нерешенными все еще остаются несколько проблем. Одна из них — старая мебель, которая многими десятилетиями верой и правдой служит школе. Громоздкие шкафы, полки еще советских времен есть почти в каждом кабинете. Кроме того, не хватает компьютеров. Штат укомплектован полностью, работают только высококвалифицированные педагоги. Благодаря этому дети ежегодно успешно сдают ЕГЭ и продолжают обучение в вузах. Подготовка к сдаче единого государственного экзамена уже началась. Старшеклассники посещают дополнительные занятия и основательно подходят к сдаче решающих экзаменов. В основном они выбирают биологию, обществознание, историю и физику.

Учащиеся обусинской школы — призеры районных, окружных, областных и всероссийских олимпиад. Они участвуют в творческих конкурсах по сохранению родного языка и традиций. Как отмечает Светлана Башлеева, учитель родного языка, очень большую роль в сохранении и развитии бурятского языка играет сам быт населения. Жители Обусы всегда говорят на родном языке, поэтому детей не нужно учить азам. Недаром с 1992 года именно обусинское учебное заведение является экспериментальной площадкой по созданию модели бурятской национальной школы. С первого класса детям рассказывали об обычаях и традициях народа и учили почитать свою культуру. Они изучали бурятское народное творчество, знакомились с канонами бурятской семьи, а в средних классах осваивали историю, фольклор и географию родного края. По всем спецкурсам учителями были разработаны пособия, которыми до сих пор пользуются и в других школах округа.

— Наша главная особенность заключается именно в этом — изучении и укреплении родного языка. Мы сначала переживали, что наши дети могут испытывать трудности при попадании в русскую среду, но эти тревоги оказались напрасными. Ребятишки спокойно общаются как на родном языке, так и на русском, свободно переходя в разговоре с одного на другой, — говорит Светлана Башлеева.

Практически все школьники знают свою родословную до 7—8-го колена и без запинки назовут каждого из прародителей.

В 2004 году школе присвоили звание «Школа века».

Не забывают в Обусе и про спорт. Вольная борьба, легкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, настольный теннис — у каждого из этих видов есть свои поклонники. Активно развивается культурная жизнь. Многие годы селение славится своим фольклорным ансамблем «Обусинские напевы». Правда, пока творческому коллективу приходится ютиться в кабинете спортзала — своего здания у артистов нет, оно сгорело в 2006 году. В летнее время репетиции часто проходят на улице. В этом году в Еланцах коллектив подтвердил звание народного. Для этого он продемонстрировал обряд «Праздник одеяла — Хунжэлэй найр».

— Этот обряд посвящен приготовлению приданого невесте. Все бабушки собираются в одном месте и шьют одеяло из овечьей шерсти. На него сверху они кладут платок и сыплют зерно, монеты, чтобы молодая семья жила богато, благополучно и процветала. Все это действо сопровождается старинными народными песнями, разгадыванием загадок и проведением игр, — рассказывает Алена Ильина, руководитель ансамбля.

Обусинцы занимаются творчеством в любом возрасте. Каждый год здесь добавляют в свой репертуар новые номера. В этом году коллектив поставил два новых обряда и два танца. Традиционными в селе являются несколько праздников: «Сметанный», «Встреча белого месяца», свадебный обряд и игры трех мужей — «Эрын гурбан наадам».

А помогают проникнуться национальным духом костюмы. Их шьют тут же — в Обусе. В этом селе сохранился единственный на весь район пошивочный цех. Работают в нем три мастерицы: Степанида Александровна Бельгаева, Клавдия Трофимовна Садриева и Айна Владимировна Халматова. И судя по заказам, любит здесь народ работать и веселиться.

— Раньше цех относился к райпо, а затем перешел производственному объединению «Осинское», — говорит Степанида Бельгаева. — Особенной популярностью пользуются наши телогрейки. Сейчас в магазинах чего только не купишь, а вот простую, но теплую телогрейку на вате не сыщешь. Так что закупаем вату впрок. Еще шьем постельное белье, детские вещи, пальто. А в последнее время выполняем тонкую работу — шьем национальные костюмы. Их заказывают коллективы, старшее поколение. Последний крупный заказ был от учителей. Тут главное, чтобы материал не подвел, а фантазии у нас хватит.

Вот так, общими усилиями, поддерживает Обуса славу села с национальным колоритом. Его, этот колорит, здесь не выпячивают. Это просто повседневная данность. А вскоре, по словам Энгельсины Ангановой, директора ДК, решится проблема нового здания для досугового центра и жить станет еще лучше.

Иллюстрации: 

С 1992 года Обусинская средняя школа — площадка по созданию модели национальной школы
С 1992 года Обусинская средняя школа — площадка по созданию модели национальной школы
В швейном цехе Обусы шьют бурятскую одежду
В швейном цехе Обусы шьют бурятскую одежду
Обуса — крепкое село с неповторимой атмосферой
Обуса — крепкое село с неповторимой атмосферой
baikalpress_id:  92 206