Железные кони Иркутска

Городские трамваи обслуживают изобретатели и умельцы

Иркутский трамвай традиционно считается одним из базовых видов городского транспорта. На его долю приходится 19 млн поездок в год. Ежедневно на линию выходит 41 вагон. Обычным горожанам эта статистика мало что скажет. Для них главное, чтобы этот железный конь бесперебойно доставлял их из пункта А в пункт Б. Для этого в трампарке работают профессионалы своего дела, которые даже при скромных доходах умудряются модернизировать старые трамваи.

Из 58 вагонов, имеющихся на предприятии, 50 требуют замены. И только благодаря работникам трампарка, которые трудятся здесь целыми династиями, причем не один десяток лет, в рейс выходит полностью безопасный, технически исправный подвижной состав.

Более того, с 2010 года из депо выходит по одному полностью обновленному трамваю в год. Работники ласково называют их иномарками. По своим характеристикам они опережают даже современные трамваи. Улучшенный обзор для водителя, светодиодное табло, антивандальные сиденья, нескользкий пол — это далеко не все его преимущества. Самое главное, что благодаря новой системе управления тяговым приводом предприятию удается экономить до 40% электроэнергии. Система подает энергии столько, сколько нужно, а неиспользованная возвращается в провода и бежит к следующему трамваю.

К слову, среди работников депо немало творческих, изобретательных людей. Среди таких умельцев, к примеру, Олег Огнев, заместитель директора по организации работы трамвайного депо. Он сконструировал подъемник пантографов, который позволяет устанавливать громоздкую конструкцию на трамвай со стопроцентной надежностью, без возможных падений и поломок.

Самым революционным изобретением Олега Огнева стал термопласт.

— На этом станке мы изготавливаем различные детали из полиамида: втулки, ролики, корпусные изделия. Этот материал хорошо работает со сталью. Коэффициент трения невелик, а износоустойчивость очень высокая. Таким образом, детали, изготовленные из него, в отличие от заводских, стальных, служат намного дольше. Этот станок стал настоящей революцией в нашем депо. Аналогов ему нет, — с гордостью говорит Олег Огнев. — После него был создан штамповочный пресс. Изделия, которые на заводах делают из бронзы, мы штампуем из современного материала — зедекса или капролона.

Впрочем, к сожалению, никакие ноу-хау не могут спасти трамвай от аварий. По словам директора МУП «Иркутскгорэлектротранс» Андрея Маковецкого, в день происходит до пяти аварий с участием муниципального транспорта.

— Пятьдесят процентов из них приходится на троллейбусы. Самый аварийный для них участок, как правило, улица Байкальская — из-за загруженности и интенсивности движения. Плюс некомпетентность коммерческих перевозчиков и водителей личного транспорта. Как правило, они стараются подрезать троллейбус, в результате чего тот вынужден резко притормаживать. У трамваев такой аварийности нет. Единственное, что значительно затрудняет им движение, — это шесть участков с пониженной скоростью, где они движутся со скоростью от 5 до 15 километров в час.

Сегодня в трамвайном депо трудится около 400 человек, из них 150 водителей и 147 кондукторов. В совокупности с троллейбусом на городской транспорт приходится в год почти 33,4% всего пассажиропотока в городе. В конце лета на предприятии ждут подарок от Мосгортранса — 10 трамваев марки КТМ-608 КМ. Они не новые. Есть среди них экземпляры, которым около 20 лет. Но все составы после капитального  ремонта. Так что в Иркутске на них рассчитывают отработать не менее 5—7 лет. В областной центр их доставят автотранспортом.

Директор поделился мечтой пустить скоростные трамваи в микрорайоны Ново-Ленино, Иркутск II и в поселок Листвянка. Себестоимость таких проектов в 30 раз дешевле, чем, к примеру, метро.

Метки: Жизнь, Иркутск

Иллюстрации: 

Благодаря работникам трампарка в рейс выходит полностью безопасный, технически исправный подвижной состав.
Благодаря работникам трампарка в рейс выходит полностью безопасный, технически исправный подвижной состав.
На долю трамвая приходится 19 млн поездок в год. Ежедневно на линию выходит 41 вагон.
На долю трамвая приходится 19 млн поездок в год. Ежедневно на линию выходит 41 вагон.