Жаркие песни на холодных берегах Байкала

В Байкальске Слюдянского района прошел ХI Всероссийский фестиваль-конкурс самобытных народных хоров и ансамблей

Что может быть ближе сердцу человека, чем яркая, самобытная народная песня! И неважно, какой народ ее придумал, — важно, что такие песни испокон веков несут в себе самое чистое, доброе и мудрое. Всероссийский фестиваль «Поет село родное», который проходил в городе Байкальске в начале прошлой недели, в очередной раз подтвердил эту истину. На три дня небольшой город на берегу Байкала стал творческой Меккой, в которую потянулись люди из всех окрестных деревень. 19 коллективов (а это около 300 человек) приехали из шести регионов страны. И так здесь жарко пели и плясали, что байкальчане и жители соседних поселков на это время забыли все свои проблемы.

Особо отличились

— Этому фестивалю уже больше 20 лет, — говорит Петр Сорокин, профессор Московского государственного института культуры и председатель жюри фестиваля, — но впервые его открытие прошло в нестандартной обстановке. 22 июня всех участников вывезли в поселок Солзан, что рядом с Байкальском. Там местные жители сделали подарок — наварили всем ухи из омуля, после чего все пели и плясали прямо на природе! Это было очень здорово!

Петр Алексеевич Сорокин знает, что говорит, ведь в качестве члена жюри он побывал уже на многих фестивалях. Впервые «Поет село родное» было в далеком 1992 году в Омской области, в селе Большеречье. С тех пор эстафету принимали разные регионы и города — Смоленск, Брянск, Псков, Новосибирск, Липецк, Йошкар-Ола… Иркутская область фестиваль такого масштаба организует уже во второй раз. Впервые наш регион собирал народные коллективы со всей страны в 2011 году, и тогда конкурс проходил в Листвянке.

— «Поет село родное» — это фестиваль-кочевник, — рассказывает Петр Алексеевич. — Многие территории РФ стремятся его заполучить, потому что он действительно стал узнаваемым и любимым как среди специалистов, так и у непрофессионалов. Его главная особенность в том, что это сельский конкурс — участие в нем принимают в основном коллективы из небольших поселков и деревень. Хотя бывает, что приезжают и городские жители. Но противоречия тут никакого нет. Новый репертуар все мы берем из села, а исполняют его самые разные ансамбли, возвращая этот репертуар в народ.

Проходит фестиваль раз в два года. И если раньше он был единый, то со временем у него появилось два центра — в европейской части страны и в Сибири. Вот и в этом году фестиваль проходит дважды: свою эстафету Байкальск передаст городу Кирову, где конкурс будут встречать осенью. И хотя участники приезжают только из соседних регионов, география конкурса просто поражает! В этот раз на берегу Байкала собрались коллективы из республик Хакасия и Бурятия, Забайкальского и Красноярского краев, Кемеровской области. Одно только Приангарье представляли народные коллективы из Ангарского, Иркутского, Тулунского, Балаганского, Ольхонского, Слюдянского и Эхирит-Булагатского районов.

— Выбор сибирской площадки в этом году был не случаен, — говорит директор ДК «Юбилейный» города Байкальска Алексей Нагаев. — Такие фестивали, как «Поет село родное», это еще и замечательный повод для событийного туризма. Как известно, наш город переживает сейчас непростые времена: после закрытия БЦБК многие горожане остались без работы. И если зимой мы еще как-то живем за счет горно-лыжного курорта, то летом здесь наступает затишье. Переломить ситуацию, дать людям возможность по-новому взглянуть на жизнь и призваны такие фестивали. Мы, люди искусства, как фронтовой театр — должны отвлекать от социальной напряженности. Тот факт, что Байкальск превращается в город фестивалей (а их у нас много), большой плюс нашему региону! Вот и сейчас город пополняется средствами, когда те же конкурсанты покупают себе продукты, сувениры, а местные жители взамен насыщаются духовно.

Когда песни народные, но свои

— Здесь действительно потрясающее место! — с восторгом восклицает Валентина Павловна Ларионова, участница ансамбля «Русская песня» из села Богучаны Красноярского края. — Мы впервые на Байкале, и нас уже научили местным обычаям. В первый же день мы провели ритуал — побурханили на берегу. А завтра поедем кататься на теплоходе!

Валентине Павловне уже 72 года, хотя сразу и не скажешь — такое у нее веселое лицо, осанка, блеск в глазах… И все благодаря любимому занятию — пению. Именно Валентина Павловна стояла у истоков создания ансамбля, который в этом году отмечает юбилей — 25-летие. Хотя сама она начала петь гораздо раньше — этому занятию она посвятила больше 30 лет.

— Песня — наша отдушина, — говорит она. — Мы уже не можем без этого: все дела бросаем, а два раза в неделю исправно на репетиции ходим! И поем где только можно: и дома, и на работе, и на застольях! Перед выступлением мы голоса бережем, а вот домой поедем — тоже всю дорогу петь будем!

«Поет село родное» — это соревнование любительских коллективов. Среди самих участников нет ни одного профессионала. Исключение (и то не всегда) составляют лишь художественные руководители да иногда музыканты. Все остальные — это люди самых разных профессий, которые нашли для себя такое вот хобби. Днем они работники детских садов, школ, больниц, социальных служб, а вечером — самозабвенные певцы и танцоры. И если среди последних преобладает молодежь, то в числе первых — люди среднего и пожилого возраста. Многие начинают петь в 30—40 лет и продолжают делать это после выхода на пенсию.

— В основном, конечно, они предпочитают хоровое пение, — отмечает Петр Сорокин. — Примечательно, что большие, до 30 человек, хоровые коллективы сохранились еще с советских времен. Гораздо меньше представителей другого жанра — ансамблей песни и танца. Есть и экспериментальные виды, например малый состав народного хора. И такой представитель здесь был — это ансамбль «Эклектика» из Красноярского края. Также радостно, что в последние годы интерес к фольклору растет и среди молодежи.

Отдельный разговор — это, конечно же, репертуар. Как отмечает председатель жюри, самыми интересными являются те исполнители, которые поют свои, оригинальные песни. В отношении народного творчества это звучит несколько странно. Но все объяснимо.

— Любой коллектив должен быть узнаваемым, — говорит Петр Сорокин, — а определяется это по особой подаче материала. На вокальных конкурсах уже не удивишь заезженными, пусть и хорошими, песнями. Невозможно из года в год слушать одни «Валенки», «Маков цвет», «Гармонь моя»… Грешат, бывает, и застольными песнями, такими как «Ой, то не вечер…». Поэтому одна из задач подобных мероприятий — воспитание художественного вкуса участников. Самое лучшее — это когда свои песни они ищут сами, ездят по районам и селам, собирают местный фольклор.

Было бы желание, а петь научат!

Радует, что в нашем регионе есть такие коллективы. Столичные гости отметили фольклорный ансамбль «Нивушка» из села Савватеевка Ангарского района. Они исполнили чисто сибирские песни, одна из которых была записана прямо в родном селе. Трепетное отношение к родным песням показали бурятские коллективы — «Далайн Долгин» из Еланцов Ольхонского района, «Тоонто нютаг» из села Дульдурга Забайкальского края и «Хадайн-Гол» из поселка Усть-Ордынского. Они показали разные варианты исполнения ёхора, при этом зарядили зрителей особой энергией. Как отметил все тот же Алексей Сорокин, этих исполнителей он видел впервые и это тоже не могло не радовать.

— Я начала петь еще в 90-х годах, — с улыбкой рассказывает участница коллектива «Хадайн-Гол» Альбина Махацоева, а по совместительству учитель информатики в аграрном техникуме поселка Усть-Ордынского. — Начинала с русских песен, но с возрастом поняла, что надо возвращаться к истокам. Да и бурятские песни интереснее — в них больше мелизмов, тональных переходов, и это сложнее. У нас вообще очень самобытная культура — есть и частушки на родном языке, и шуточные перепевки, и поэтические благопожелания, и, конечно, ёхор.

Альбина Махацоева отметила, что одной из особенностей бурятских народных песен является их многообразие. Если русские народные песни уже перепели во всех вариантах, то у бурят их так много, что в каждом районе поют только свои — а в одном Усть-Ордынском округе, например, 6 районов.

— Манера пения тоже везде разная, — добавляет Алексей Сорокин. — Еще отличаются варианты песен. Иногда в разных соседних областях одна и та же песня может значительно отличаться и по тексту, и по напеву. Лично мне на таких творческих встречах всегда интересно услышать знакомую песню в новом обличье. А сами исполнители иногда даже недоумевают: мол, что такое, исказили нашу песню!

На самом деле перечислять достоинства всех коллективов-участников можно до бесконечности. Интересной программой и характером звучания отличился хор из поселка Черемушки Республики Хакасия. В последнее время все хоры ищут новые формы преподнесения, и это ощущается даже в костюмах. Если раньше все выступали как в инкубаторе, даже детали отделки совпадали, то сейчас это огромное многообразие, созданное на народных образцах: разный крой, стилистика, цветовая гамма. Вот и народный хор русской песни из Черемушек показался во всей красе. При этом руководитель Лидия Крашенинникова отмечает: все делать приходится на энтузиазме.

— Да, шьют все эти бесподобные наряды на деньги администрации, — говорит она, — но пока сам не придешь, не найдешь швею — ничего не произойдет.

Хороший уровень отметили члены жюри и у ансамбля песни и танца «Качинские зори» из поселка Емельяново Красноярского края. В этот раз это был единственный представитель непростого жанра песни и пляски. То, что показали емельяновцы, было настолько гармонично и слаженно, что зрители просто охнули. И здесь тоже сыграл роль человеческий фактор, ведь на такой уровень «Качинские зори» поднял их хормейстер и художественный руководитель Александр Ощепков.

— У нас самый большой коллектив, — говорит он, — 43 человека. Конечно, удержать столько людей сложно, ведь народное творчество никак не финансируется. А конкуренция велика — у нас, в Емельяновском районе, 18 хоров! Так что в нашем деле без харизмы и сильной воли никак! Если дашь слабину, будешь выбирать репертуар попроще — люди сразу сообразят, им станет скучно, и они уйдут. Я всегда подыскиваю песни, не запетые хотя бы в нашем регионе. С «Лебедушкой», «Утушкой луговой» и «Во поле туман», например, в нашем крае никто больше не выступает. А потом у меня рождается картинка — как сделать, чтобы песня смотрелась из зрительного зала.

Александр Ощепков добавляет: в его деле нужно быть еще и психологом. Ведь простых людей тут нет: если у молодежи из проблем — дисциплина, то у взрослых женщин — жизненный опыт и сформировавшийся характер. К каждому нужно найти подход. А потом еще всем нужно спеться.

— Есть у нас свой железобетонный костяк, — смеется Александр, — это человек 12. Но и новые люди приходят. Я беру всех, у кого есть музыкальный слух. А вот голос неважно какой. Тут уже моя работа!

Высший пилотаж

Почти все участники фестиваля приготовили к конкурсу новые песни. А на гала-концерте в день закрытия они исполнили лучшие номера. Проходил заключительный концерт прямо под открытым небом.
— Ой, мы очень рады, что у нас проходит такой праздник! — говорит жительница Байкальска Евгения Иванова. — Мы всю жизнь тут живем, насмотрелись уже на разные фестивали. И этот, скажу я вам, намного лучше, чем рокерские или байкерские… Посмотрите, какие они все красивые, в сарафанах! Здорово, что наши дети могут видеть это, впитывать в себя чистую и добрую культуру.

Отметим, что для самих участников подобные фестивали — это возможность выплеснуть свою энергию, творчески реализоваться. Мир, как говорится, посмотреть и себя показать.

— У нас на территории региона тысячи коллективов, и все хотят творческой реализации, — говорит один из организаторов этого мероприятия, директор Иркутского областного Дома народного творчества Елена Дмитриева. — И такой фестиваль — это стимул для них, практически творческий отчет. Среди них ведь идет настоящая конкуренция, при этом они друг у друга учатся, перенимают лучшее. Мастер-классы на хороших фестивалях — это обязательная программа. Сегодня участникам крупно повезло, таковой проводить будет Сорокин, а это высший пилотаж! Я уверена, каждый получит рекомендации — узнает свои сильные и слабые стороны.

Сейчас уже смело можно сказать, что посторонних на этом празднике не было. Как неоднократно отмечали сами участники — те, у кого песня от души не идет, у кого она в сердце не горит, долго у них не задерживаются. Зато в одном коллективе собираются целые семейные династии. Видимо, любовь к музыке передается через гены. Одинаково радостно здесь было всем — как новичкам фестиваля, так и опытным участникам. Что касается зрителей, то в тот вечер, на гала-концерте, можно было видеть: ничто так не объединяет людей, как искусство. И дети, и старики, и русские, и буряты, и представители казачества — все смешались на одной площади в одно веселое сообщество.

Неизвестно, доведется ли иркутской земле еще раз принимать у себя событие столь грандиозного масштаба, но верить в это все же хочется. Так что будем ждать! А победители XI всероссийского фестиваля «Поет село родное» теперь уже точно его не пропустят.

Итак, Гран-при фестиваля достался народному фольклорному ансамблю «Хадайн-Гол». Мы поздравляем этот коллектив, который, между прочим, впервые принимал участие в конкурсе всероссийского масштаба.

Также лауреатами первой степени стали народный хор русской песни из Республики Хакасия, вокальный ансамбль «Эклектика», ансамбль стилизованной народной песни «Забавушка» (город Гурьевск Кемеровской области).

Загрузка...