Защита от негатива

Шаманы провели тайлаган в честь хозяина Ангары

На берегу Иркута в минувшие выходные иркутские шаманы провели тайлаган «Поклонение хозяину Ангары — Ама Сагаан-нойону». По традиции к этому обряду могли присоединиться все желающие. Для этого людям необходимо было принести с собой заваренный чай, молоко, конфеты и печенье. Принято считать, что хозяин Ангары дает людям защиту от сквернословия, зависти и злых языков — в общем, от любой негативной информации.

Те, кто хоть раз посещал подобное мероприятие, знают, что обычно тайлаган длится несколько часов. По условиям обряда женщины сидят справа от шаманов, а мужчины слева; заходить за спины шаманов
категорически запрещено.

Прибывшие на место шаманы в первую очередь накрывают тахилы (алтари) с подарками и угощением великим божествам. Как правило, это шелк, синий хадак, листовой чай, водка, печенье, конфеты, зула (лампадка на топленом сливочном масле, на свет которой спускаются божества). Каждое яство несет определенное значение. К примеру, чай, молоко символизируют здоровье, долголетие, а печенье и конфеты — сладкую жизнь.

Как только все приготовления подходят к концу, начинается главное действо. На этот раз в тайлагане принимают участие десять шаманов. Половина из них относятся к иркутской религиозной организации шаманов «Байкал», остальные прибыли из соседней Бурятии. Все они постоянные участники тайлагана, и только один, Андрей Никольский, славянский волхв, белый маг, целитель, оказался здесь впервые.

— Полтора года назад мне было разрешено проводить обряды, общаться с духами без ограничений и заниматься целительством. Я могу лечить людей на расстоянии. У меня есть пациенты из Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов.

Каждый шаман перед началом тайлагана облачается в дэгэл — халат синего цвета, ассоциирующийся с вечно синим небом. Считается, что это любимый цвет богов и он символизирует вечность, постоянство, верность. Под звуки бубнов и пение шаманы призывают 13 северных божеств-хатов, покровителей Байкальского региона.

Также для проведения обряда шаманы заранее приготовили березовую рощу. Деревья срубили в других местах и перенесли на место обряда. Тоненькие березки украшены разноцветными лентами: синие означают небо, желто-красные — золото, бело-синие — серебро. Для каждого деревца также заготовлены подарки: сладости, фигурки из ткани в виде животных, гнезда с золотыми яйцами. Шаманы щедро одаривают рощу гостинцами, читают молитвы и подносят главный презент — барана. Его также готовят заранее.

После этого шаманы призывают родовых онгонов. Для того чтобы духи могли общаться с людьми и ответить на все их вопросы, шаманы входят в транс. При этом на них надеты специальные головные уборы — майхабши (шапки со шторками и нарисованными глазами). Во время транса глаза шаманов закатываются, а духи видят людей через глаза, изображенные на шторке. При этом смотреть в них нельзя — принято считать, что таким образом онгоны могут забрать душу человека. Как только участники обряда входят в транс, к ним спешат все желающие. Одни просят исцеления, другие — совета, третьи пытаются заглянуть в свое будущее или узнать что-то из прошлого.

Немного отдохнув после транса, шаманы начинают призывать и хозяина реки Ангары — Ама Саган-нойона. Шаманы и паломники просят у него благополучия и защиты от зависти, злых языков и сквернословия. В следующий раз поклониться покровителю Ангары они смогут через год.

Иллюстрации: 

Для проведения обряда шаманы заранее приготовили березовую рощу.
Для проведения обряда шаманы заранее приготовили березовую рощу.