Закрыли небесные врата

Шаманы Прибайкалья провели обряд, чтобы жители региона благополучно пережили зиму

Сентябрь — традиционное время, когда на берегу Иркута шаманы проводят обряд, посвященный покровителям, 13 местным божествам — хатам. Тайлаган «Закрытие небесных врат» завершает этап наиболее активной деятельности духов, которые уходят в верхний мир на покой, берут паузу. Но и в этот период шаманы просят божеств оградить всех людей от невзгод и страданий. Сами при этом они проходят через церемонию далга, которая дарует всем счастье, удачу и денежное благополучие.

— Два самых главных молебна, которые проводят шаманы в течение года, это открытие и закрытие небесных врат, — рассказывает Баир Тулунов, заместитель председателя религиозной организации шаманов «Байкал». — Каждый раз, когда мы встречаем и провожаем божеств, просим у них благополучия и защиты. Божеств много, но в этот раз мы призывали тех, что живут на нашей территории, — 13 северных хатов. Среди них хозяин Иркута, хозяйка Ангары и Буха-нойон — прародитель бурятских племен: булагат, эхиритов и хори.

Подготовка к большому тайлагану всегда занимает не меньше двух дней. Накануне шаманы режут белого барана, ставят и украшают березовую рощу. Также они накрывают тахилы — столы с угощениями. Свои подношения (чай, конфеты, печенье, молоко) приносят и паломники. Позже на продукты призывается далга — счастье, удача, благополучие. В процессе ритуала частью продуктов угощают божеств, оставшуюся пищу уносят домой и съедают, не уронив ни крошки. Считается, что это позволит всем участникам ритуала стать более богатыми — как в духовном, так и в материальном плане, а основное действо поможет людям и животным пережить зиму, остаться здоровыми и благополучными.

Место проведения ритуала также выбрано не случайно. Здесь, где Иркут впадает в Ангару, испокон веков проводили свои молебны те, кто занимался торговлей. За столетия земля пропиталась энергетическими свойствами, которые позволяют людям легче вступать в контакт с божествами. Во время молебна шаманы впадают в транс, призывая родовых онгонов (предков), уверяют, что в этот момент божества вселяются в шамана, после чего паломники могут лично обратиться к любому из них и попросить защиты.

— Вхождение в онгон — обязательная часть обрядов, — говорит Баир Тулунов. — Шаман больше не принадлежит себе, его телом владеет дух. Люди чаще всего обращаются к шаманам с бытовыми вопросами. Приходят к нам и буддисты, и православные, и мусульмане. И это нормально — ведь шаманизм является самой толерантной и древней религией. Когда-то все люди на земле были язычниками, потому что зависели от природы, и просили божеств быть милостивыми к ним. Так что наши молебны — это возвращение к своим корням, к духовности. Когда же человек становится духовно богатым, то и жизнь его становится более осмысленной и легкой.

Следующий большой тайлаган пройдет в феврале, в канун Сагаалгана — Нового года по восточному календарю.

  • Справка

Слово «тайлаган» («тахил») происходит от древней общемонгольской формы «тахиху», перешедшей в «тайху», что означает «чествование богов».

Сроки и цели проведения обрядов определялись циклом сельскохозяйственных работ, временем кочевки. Главное их назначение — просьба у богов, эжинов, благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий. Тайлаганы могли быть семейными и коллективными молебствиями.

Обычно тайлаганы устраивались на вершинах гор, откуда открывается широкий обзор расположенных у подножия улусов, — хозяин местности обычно живет там, откуда может обозревать свои владения. Иногда эти обряды устраивали у подножия горы, на берегу реки или озера, каждый тайлаган имел свое постоянное живописное место проведения.

У большинства бурят были обязательны три больших тайлагана: весенний, летний, осенний. Из всех тайлаганов самым торжественным и многолюдным был Ехэ тайлаган — большое  жертвоприношение, проводимое в начале лета.

ИА «Байкал Инфо»