За все ответит капитан

Начинается суд над капитаном теплохода «Баргузин-2», сгоревшего на Байкале прошлым летом

Второго августа 2015 года теплоход выполнял регулярный рейс по маршруту Бухта Песчаная — Иркутск. Возгорание произошло в тот момент, когда теплоход находился в районе Большого Голоустного, в 1,5 км от берега. На судне в это время было 117 пассажиров и шесть членов экипажа. Всем удалось спастись. Большую помощь пассажирам оказал владелец яхты Princess (проходившей мимо) Александр Ляховчук. Яхта взяла на борт более 30 пассажиров «Баргузина», остальных посадили на спасательные плоты. Капитан теплохода Борис Козко в пароходстве работал к моменту происшествия более 40 лет. Он был единственным бессменным капитаном «Баргузина-2» с его самой первой навигации.

И вот на этой неделе, год спустя, Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ завершило расследование уголовного дела в отношении 69-летнего капитана. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей». Дело направляется в суд.

По данным следствия, 2 августа на Байкале обвиняемый, будучи капитаном судна «Баргузин-2», по маршруту Бухта Песчаная — Иркутск, взял на борт 138 пассажиров, из которых 25 детей, превысив тем самым установленные нормы вместимости пассажиров. При этом капитан не обеспечил людей спасательными средствами в необходимом количестве, не организовал инструктаж (занятие) с пассажирами в случае аварийных ситуаций, не показал места расположения спасательных средств на судне, не ознакомил с планом эвакуации, а также требованиями пожарной безопасности.

Около 16 часов 20 минут в районе мыса Нижние Хомуты в машинном отделении начался пожар, причиной возникновения которого послужило разрушение привода нагнетателя теплохода, которое вызвало развал расходной топливной емкости, топливо разлилось и воспламенилось.

Узнав о пожаре, капитан судна не объявил тревогу, не уменьшил скорость, не остановил судно, не обеспечил умелые и организованные действия экипажа, не руководил борьбой за живучесть, не подал сигналы тревоги, не обеспечил герметизацию судна, незамедлительное применение и эффективное использование первичных средств пожаротушения. В результате принятые экипажем судна действия по предотвращению распространения пожара на судне оказались непродуктивными. Пассажиры теплохода самостоятельно эвакуировались на проходившую неподалеку яхту и четыре надувных спасательных плота. Бездействие капитана представляло реальную опасность для жизни и здоровья пассажиров, что могло привести к их гибели.

В процессе расследования уголовного дела были допрошены более 160 свидетелей и потерпевших, проведено 19 судебных экспертиз, включая нетрадиционные.

Иллюстрации: 

2 августа 2015 года. Пожар на теплоходе «Баргузин-2» и то, что от судна осталось (восстановлению не подлежит). Теплоход «Баргузин-2» построили в 1991 году на Сосновском судостроительном заводе (Кировская область). Плановый текущий ремонт судно прошло зимой 2014—2015 годов. Перед началом навигации было осмотрено Российским речным регистром, в результате чего был подписан акт ежегодного освидетельствования, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации
2 августа 2015 года. Пожар на теплоходе «Баргузин-2» и то, что от судна осталось (восстановлению не подлежит). Теплоход «Баргузин-2» построили в 1991 году на Сосновском судостроительном заводе (Кировская область). Плановый текущий ремонт судно прошло зимой 2014—2015 годов. Перед началом навигации было осмотрено Российским речным регистром, в результате чего был подписан акт ежегодного освидетельствования, подтверждающий техническую готовность судна к эксплуатации