За номера можно не беспокоиться

Об изменениях в Правилах дорожного движения мы поговорили с начальником отделения дорожно-патрульной службы исполнения административного законодательства Управления ГИБДД по Иркутской области Людмилой Слесаревой.

— Людмила Сергеевна, считается, что иркутские автолюбители ведут себя на дорогах по-хамски. Вы согласны с этим?

— Да, у нас бывают такие случаи, и со стороны водителей, и со стороны должностных лиц ГИБДД. Мы стараемся урегулировать конфликтные ситуации. Водители звонят на телефон доверия, мы им разъясняем, как нужно поступить по закону.

— В новых правилах водителей больше всего взбудоражило введение повторной сдачи экзамена на знание ПДД при лишении прав. Переучиваться тоже придется?

— Водителям со стажем такая норма, кстати, хорошо знакома: она была в 1980-х годах, а в 1990-х, после распада СССР, была отменена. Переучиваться для пересдачи экзамена не нужно.

— Понятно, что чаще всего прав лишают за управление в нетрезвом состоянии. А за что еще водитель может лишиться удостоверения?

— За отказ от освидетельствования на алкоголь, оставление места дорожно-транспортного происшествия. Лишение предусмотрено и за многие другие нарушения ПДД, но чаще всего в виде меры административного воздействия. Например, за тот же выезд на встречную полосу применяют штраф.

— Как считаете, многие водители сегодня готовы пересдать экзамен?

— Все они очень боятся этого. Когда вы учитесь в автошколе, теория свежа в памяти, такого страха перед экзаменом нет. А вот когда вы годами не открываете ПДД, естественно, возникает паника. У нас много звонков по этой теме, много вопросов у водителей — спрашивают, как это будет происходить. Мы пока успокаиваем их: дело в том, что изменения в части пересдачи теоретического экзамена на знание правил дорожного движения еще не приняты до конца. Понятно, что пересдача будет проходить в подразделении ГИБДД. Но по каким критериям, что именно должен сдавать водитель и в какой форме, мы пока не знаем. Не определен и порядок пересдачи: мы не знаем, сколько раз человек будет допущен к экзамену, после какого раза он лишается права на пересдачу, через какое время водитель сможет повторить попытку, если не сдал экзамен с первого раза. Опять-таки порядок пересдачи должен отличаться от правил, по которым человек впервые сдает экзамен на право управления. Например, я считаю, что при пересдаче нет необходимости проверять навыки вождения. Кроме того, тот, кто лишен водительских прав, должен сдавать экзамен отдельно от тех, кто получает их в первый раз.

— И когда это будет решено?

— В 2013-м планировали, что порядок будет разработан и утвержден к осени этого года. Но пока ничего не изменилось. Сколько будет длиться такая ситуация, я сказать не могу.

— Получается, что лишенные прав пока будут восстанавливать их как и раньше?

— Получается, так. Единственное, что прибавилось, — мы теперь не имеем права выдавать водительское удостоверение тем, кто не оплатил штрафы за нарушение ПДД. Если водитель не оплатил хотя бы один штраф, удостоверение ему не выдадут. Это касается и тех, кто меняет удостоверение по прошествии времени.

— Еще одна законодательная новация отменяет институт понятых при оформлении административного правонарушения. Их заменят видеорегистраторы. А насколько инспекторы готовы к этому?

— На сегодняшний день у нас укомплектовано 76% машин. К концу года планируем оборудовать все 100%. Также в планах приобрести переносные видеорегистраторы, которые будут постоянно находиться при сотруднике, куда бы он ни направлялся. Обязательной сертификации эти видеорегистраторы не подлежат, это обычные средства видеофиксации, имеющие функцию непрерывной съемки в течение часа. Можно прерываться на какое-то время, но этот перерыв нужно будет комментировать в обязательном порядке.

— Требования к качеству съемки есть?

— Есть, но это не требования, а рекомендации. Например, съемка обязательно должна содержать панораму места совершения административного правонарушения. К слову, для наших инспекторов это не новость, некоторые подразделения уже более двух лет применяют на практике видеосъемку, поэтому уже наработаны методические материалы. Для тех инспекторов, у которых не было практики видеосъемки, мы организуем обучающие семинары.

— Людмила Сергеевна, по новым правилам, теперь за нарушения не будут скручивать номера с автомобилей. Расскажите об этом подробнее.

— Раньше в Кодексе об административных правонарушениях была такая норма, как снятие регистрационного знака в качестве меры обеспечения по административному делу. Сейчас эта мера полностью исключена из кодекса. Дело в том, что появилось много частных фирм, которые за сравнительно небольшую плату изготавливают номера. Многие водители просто не приходили за снятыми — заказывали новые и продолжали ездить дальше. К примеру, не будут больше снимать номер за тонированные стекла, за отсутствие полиса ОСАГО и за прочие подобные нарушения — инспектор ограничится составлением протокола и выпишет штраф нарушителю.

— Теперь и владельцы мопедов стали полноправными водителями — за нарушение ПДД они будут платить по полной.

— В отношении водителей, которые управляют мопедами, будут применяться в полной мере все статьи КоАП, предусмотренные главой 12 — «Административные правонарушения в области дорожного движения». Это оправданно — у нас каждый год наблюдается сезонный всплеск количества ДТП с участием мопедов. Зачастую ими управляют очень уж юные водители. Раньше они не должны были получать водительское удостоверение категории М и мы не могли их рассматривать как субъектов административного правонарушения — то есть как водителей. Поэтому не могли привлекать к ответственности. А теперь они приравнены к водителям. И мопед приравнен к транспортному средству.

— Еще одно нововведение касается постановлений о взыскании штрафов. Теперь водители смогут получать их через портал госуслуг.

— Все правильно: раньше, если Центр автоматической видеофиксации (ЦАВ) выносил постановление, оно распечатывалось на бумажном носителе и отправлялось в службу судебных приставов для взыскания штрафа. Сейчас это можно сделать и в электронном виде, не распечатывая на бумажном носителе.

— А что делать с теми постановлениями, которые инспектор выписал на линии?

— Раньше мы их направляли в оригинальном виде приставам, а сейчас будем вынуждены перевести выписанное на линии постановление в электронный вид и направить в службу судебных приставов. Наверное, таким образом нас готовят к будущему, когда весь документооборот будет происходить в электронном виде. Пока же на подразделения ГИБДД ляжет большая нагрузка — переводить бумажные постановления в электронные.

— Людмила Сергеевна, а как вы устанавливаете, заплатил нарушитель штраф за отведенные ему для этого 60 дней или нет?

— Мы подключены к базам банков, которые уполномочены принимать к оплате штрафы ГИБДД. Обмениваемся данными, электронными реестрами. Они нам отправляют информацию, мы проверяем по своим базам данных и смотрим, оплатил человек штраф или нет.

— Прошло уже несколько дней, как изменения в ПДД вступили в законную силу. Может, уже и какая-то статистика есть?

— Слишком маленький срок. Но должностные лица у нас готовы к тому, чтобы применять изменения в правилах дорожного движения на практике. Мы уже привыкли к изменениям — законодательство у нас меняется каждые полгода. Пока могу сказать, что номера сейчас уже не скручивают.

Иллюстрации: 

baikalpress_id:  100 344