Юрий Назаров и Людмила Мальцева побывали в Иркутске

В Иркутске прошла творческая встреча народного артиста России Юрия Назарова и заслуженной артистки России Людмилы Мальцевой.

Юрий Назаров играет в кино с 1957 года и снялся в 170 художественных фильмах. Большинство российских зрителей знают его в основном как киноактера второго плана, но играющего персонажей с яркими, запоминающимися характерами. Одним из первых фильмов Юрия Назарова была картина «Рассказы о Ленине», вышедшая в 1957 году, а последним — «Сталинград» Федора Бондарчука. Юрий Назаров играл во многих знаменитых советских фильмах и, несмотря на свой 76-летний возраст, активно снимается в кино и работает в театре. Творческий дуэт актеров Людмилы Мальцевой и Юрия Назарова образовался несколько лет назад. Они вместе играли в фильме по произведениям Виктора Астафьева, создали несколько музыкально-драматических программ.

— Чем вас удивил и порадовал Иркутск?

Л.М.: Я проезжала мимо вашей «Иркутской слободы», и мне очень понравился этот район. Когда я вижу ваши старинные деревянные дома, на душе становится так тепло и радостно! Значит, есть еще историческая память, люди сохраняют свое наследие. Когда у города есть историческое лицо, это такое счастье!

Байкал — это, конечно, чудо! В прошлом году я даже купалась в озере. Когда бываешь на его берегах, чувствуешь, что прикоснулся к сакральности, к тайне, к удивительным древним корням. Сразу словно крылья вырастают, силы появляются! Байкал для меня — это мощный источник энергии и вдохновения. Неудивительно, что ваша земля дала такие таланты, как Александр Вампилов, Валентин Распутин. Именно в Сибири я ощущаю силу духа русского народа. Того народа, который победил в Великой Отечественной войне; того народа, который создал великое искусство.

Ю.Н.: Не зря Ломоносов говорил, что могущество России будет прирастать Сибирью. Мы в Иркутске видели спектакль «Последний срок» по Валентину Григорьевичу Распутину. Это было чудо! Это яркий пример высокого искусства, как завещали Станиславский, Пушкин… Кстати, мы недавно записали диск по произведениям Валентина Распутина.

Л.М.: Мы родом из Сибири. Юрий Владимирович — из Новосибирска, а я из Кемерово. Поэтому для нас любая возможность побывать в Сибири — это подарок судьбы. Кроме того, недавно мы стали участниками замечательного фестиваля семейных фильмов «Сердце Байкала», который проходил в Иркутске. Сейчас очень актуален вопрос самоидентификации, патриотизма, семейных ценностей, поэтому нам очень импонирует осознание того, что мы причастны к таким богатым традициям и истокам. Ведь Россия всегда была сильна соборностью, а соборность — это семья. Я вот защищала диссертацию по казачеству в Сорбонне, и Франция научила меня национализму в хорошем смысле этого слова. Все, что касается истории, они скрупулезно сохраняют, изучают и не забывают.

У нас, видимо, такое широкое мышление. Мы можем, к примеру, на шестьсот лет «Слово о полку Игореве» забыть. А сейчас настало время собирать камни и вспоминать историю.

— Как вы относитесь к засилью американских фильмов в кинотеатрах и сериалов в телеэфире?

Л.М.: Мы очень часто бываем на фестивалях и видим, что есть замечательные отечественные фильмы, которые получают первые премии, Гран-при. Но их нет в кинопрокате. Например, «Сибирь. Монамур» — прекрасный фильм. Кто его видел? Потрясающий фильм — «Воробей», собравший во всем мире море призов. К сожалению, отечественным фильмам невозможно прорваться в кинопрокат. Самое удивительное, что из-за такой ситуации искажается отношение к нашему кино.

Меня студенты спрашивают: «А существует ли школа русского актерского мастерства?» Я говорю: «Да весь Голливуд построен на нашей школе! Это и Станиславский, и Михаил Чехов! У них вышли тома о технике актерского мастерства». Но произошло нивелирование ценностей — сегодня почти нигде нет упоминания о них. Современное телевидение вообще напоминает одну большую криминальную хронику, и неважно, художественный это фильм или документальный. Без конца показывают одни убийства и махинации.

Ю.Н.: А ведь искусство без идеологии, без определенной системы ценностей не может существовать. К сожалению, об этом постоянно забывают.

— Юрий Владимирович, вы недавно снимались в фильме «Сталинград» Федора Бондарчука. Картина вызвала массу критики. Может, молодому поколению, далекому от тех трагических событий, вообще не нужны фильмы о Великой Отечественной войне?

Ю.Н.: Я считаю, сегодня о войне снимать необходимо. Но хотелось бы, чтобы это было правдиво. Когда я смотрю советские фильмы о войне, то чувствую войну всем нутром, войной пропитан весь воздух этих фильмов. А в сегодняшних картинах чаще всего нет ощущения войны. Я очень много снимался в военных фильмах, поэтому, как говорится, могу сравнить. Сегодня, к сожалению, очень много откровенной лжи в отношении Великой Отечественной войны. Пишут, что Сталин был дьявол, что и войну мы не выигрывали. Это все ложь! Сталин не был ни дьяволом, ни богом. Он просто был хорошим полководцем. Это отмечали и Черчиль, и Жуков, и множество других великих полководцев. Во время войны никто не принуждал бойцов бросаться на амбразуру, они сами на нее кидались и гибли.

В качестве примера невероятной храбрости и силы духа расскажу историю про вашего земляка — жителя Иркутской области Ивана Савкина. Я был с ним знаком. Это замечательный артист, он сыграл главную роль в фильме «Огненные версты», много снимался, честно работал. Мой приятель, известный актер Александр Збруев, как-то снимался с ним и рассказал о том, что Савкин воевал и попал в плен. Ивана Ивановича должны были пытать. Немец принес противень с красными головешками, а Савкин не растерялся, наступил на них ногой и крикнул: «Пытайте, сволочи!» Немецкий солдат, увидев все это, тут же упал в обморок. Немцы решили его не пытать, раз он сам встал на угли. И его расстреляли, а потом засыпали землей. Но, видимо, его не убили, а сильно ранили, потому что он выполз из этой могилы, дополз до ближайшего поселка. Он выжил. Потом еще окончил ВГИК и всю жизнь снимался в кино. Хотя одна ступня, которой он встал на угли, была у него разрушена, но в фильмах он нигде не хромает. Представляете, сколько он боли при этом испытывал, как дается ему каждая роль?! Ведь в жизни из-за травмы он хромал. Вот такие они, сибиряки, иркутяне. Герои войны!

— Если бы вы не стали актерами, то какую выбрали бы профессию?

Ю.Н.: Я с детства мечтал быть моряком. Но для моряка у меня один глаз косой и еще кое-какие проблемы со здоровьем. А потом, у меня всегда были сложности с техникой. А вообще, я всегда обожал море, деревню, лошадей и мечтал, чтобы работа у меня была связана именно с этим. Но пришлось, по несчастью, в артисты пойти. Актерская и режиссерская профессии, конечно, очень сложные. Одного известного режиссера спросили: «Что главное в режиссерской профессии?» Он ответил: «Живучесть». Ведь по смертности профессия режиссера стоит на втором месте после летчика-испытателя. Шукшин себя угробил, потому что кофе пил банками. У него произошел обширный инфаркт. Зато в те времена и результат был — какие фильмы выходили! Такой уровень, не сравнить с сегодняшним кинематографом. А сейчас все работают в легком, ненапряжном, щадящем режиме.

Совести мало у людей стало, в том числе у тех, кто работает в кино.

Л.М.: Я с детства мечтала стать актрисой. Помню, я себе сказала: «Если переплыву Иртыш, то поступлю в кинематографический институт». Кинулась в районе города Павлодара в речку — и поплыла. Иртыш неспроста переводится «роющий землю». Хотя я хорошо плаваю, но меня так понесло по течению!.. Я начала цепляться за коряги. Стало действительно страшно. Чтобы как-то себя подбодрить, начала петь «Нам песня строить и жить помогает». В конце концов, чудом не утонув, я все-таки доплыла до берега. Так случилось, что в 13 лет я попала в блистательный Павлодарский областной театр, причем почти сразу на главные роли. Мне как-то дали послушать аудиозапись моего первого спектакля «Горячее сердце», и я поняла, что это роскошный театр, почти как МХАТ. А затем я начала изучать историю казачества, поступила в аспирантуру и защитила диссертацию по культурологии.

— Иркутск часто называют культурной столицей Сибири. Что вы можете пожелать иркутянам в этом году, который объявлен Годом культуры?

Ю.Н.: Дорогие иркутяне, родные земляки-сибиряки! Желаю вам умнеть и образовываться, изучать свою историю, не поддаваться западному и американскому влиянию. «Не верь чужим, родимый край!», как завещал великий Тютчев.

Л.М.: Я настолько очарована мощью, силой Байкала! Здесь тайга, великолепная природа. Вы живете в такой красоте! Имея такие богатства за плечами, вы просто обязаны жить счастливо, жить богато; обязаны соответствовать всему природному и культурному богатству, которое вокруг вас. Пусть этот год будет для вас счастливым!

Иллюстрации: 

Творческий дуэт актеров Людмилы Мальцевой и Юрия Назарова образовался несколько лет назад. Они вместе играли в фильме по произведениям Виктора Астафьева, создали несколько музыкально-драматических программ.
Творческий дуэт актеров Людмилы Мальцевой и Юрия Назарова образовался несколько лет назад. Они вместе играли в фильме по произведениям Виктора Астафьева, создали несколько музыкально-драматических программ.
baikalpress_id:  83 291
Загрузка...