«Я живу в Прибайкалье — 2016»

Вот и подошла к финишу наша викторина. Сегодня мы публикуем ответы на вопросы последнего в этом году — 3-го тура.

Надеемся, что викторина стала для вас познавательным и интересным уроком, а знания, полученные в результате штудирования литературы и опроса взрослых, обязательно пригодятся вам в будущем.

Итак, ответы на вопросы 3-го тура.

2. Раньше в русских деревнях девочки играли куклами, сшитыми из обрезков ткани или сделанными из старых вещей. Например, это была кукла-столбушка, названная так потому, что в ее основе было небольшое полено. А уже на него надевали косынку, оборачивали тканью для кофты, сверху — для юбки. Существовали определенный порядок создания куклы и правила, которые передавались от матери к дочери. Для мальчишек сучки и палки становились пистолетами и ружьями. И современная шутка про деревянные игрушки в те времена была реальностью.

Фабричные игрушки были дорогим удовольствием. Состоятельные горожане могли покупать своим детям жестяные и деревянные игрушки, а еще более богатые родители — фабричные игрушки из Европы. Уже тогда умели делать машинки, железные дороги, красивых кукол с фарфоровыми лицами.

3. Ярким примером того, для чего нужны этнографические экспедиции, может служить рассказ этнографа Лидии Мельниковой об экспедиции в Жигаловский и Куйтунский районы Иркутской области:

«В цифровом формате записаны устные рассказы: о производстве тканей, обуви и одежды в домашних условиях, о выращивании конопли и льна, о вязании носков и варежек из шерсти овец и конского волоса, о комплектах одежды, в том числе промысловой, о способах ее хранения, технологиях изготовления традиционной тряпичной куклы, традиционной пищи старожилов и о многом другом.

Выявлены и зафиксированы на фотопленке  и в полевом дневнике предметы материальной культуры, находящиеся в краеведческих комнатах районов и в  собственности информантов.

Казалось бы, прошло всего 60—70 лет, но многие из нас уже не знают значения предметов и слов, которые были естественны для того времени: шодиники, шабуры, курмушки, пятры, лопатина, атымалка, лукотерник (или рукотерник), ландорки, тарочки, чирки, ичиги, постигонки, крипотки (или прикопотки)…

Мы практически не знаем, как погладить и постирать по старинке, если нет стирального порошка. А ведь многое из того, что делали наши предки, не было бесполезным: постирать, например, можно золой или березовой и лиственничной губкой.

Интересным моментом стало изучение традиционной пищи старожилов и переселенцев: это квасники, сусло, шаньги, сырчики (или мандришки), ландорики (или ландарики) — Куйтун, мурцовка, парёнки, маслёнки, тарочки, драники (или чибрики) — Куйтун, порса (Куйтун) или шарба (Жигалово). Многие вспоминают о трудной жизни после войны словами: «Да, мурцовки-та мы хлебнули…», хотя в Куйтунском районе что такое мурцовка — даже не знают.

Экспедиция позволила сделать вывод, что выявленные образцы традиционной культуры остались в единичных экземплярах и являются ценнейшими артефактами. По устному описанию информантов и сохранившемуся фотографическому архиву можно составить представление о материальной культуре быта русских старожилов района, в частности об одежде, в том числе бытовавшей в середине ХХ века, о пище, игровой кукле, промысловой одежде».

4. Ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь, считается народное творчество Приангарья. Специфичность народных промыслов Сибири состоит в том, что наряду с традиционным искусством коренного населения — бурят, эвенков, тофаларов — сохранились традиции носителей других культур: белорусов, поляков, украинцев, немцев. Среди наиболее распространенных ремесел — резьба по дереву и бересте (мастера изготавливают высокохудожественные и одновременно достаточно утилитарные предметы домашнего обихода — туеса, коробы, шкатулки, столы и пр.), вышивка, художественная керамика, резьба по камню. 

Для большинства тофаларов и эвенков, живущих в Нижнеудинском, Бодайбинском и Катангском районах, основным источником доходов по-прежнему остаются ремесло и оленеводство. 

На севере Ольхонского района, где площадь естественных лугов очень мала, практикуется нигде больше не встречающееся орошаемое луговодство. Источник воды — горные реки, притоки Байкала, от которых проведены водозаборные каналы. Искусственное орошение, по мнению известного археолога академика Окладникова, было обычным приемом хозяйственной культуры курыкан, государство которых существовало в Прибайкалье, Приангарье и Верхоленье вплоть до начала второго тысячелетия нашей эры.

5. В деревенском доме наших предков лет этак 100—150 назад нас в первую очередь поразили бы отсутствие техники, одежда. И конечно, еда — все натуральное, без искусственных красителей и консервантов, и способы ее приготовления. Лакомством, например, считалась пареная репа. А вы хоть раз в жизни ее пробовали?

А наши предки изумились бы возможности поговорить по сотовому телефону. Прапрабабушки точно оценили бы стиральную машинку, холодильник, микроволновку. Прадедушкам очень бы понравились телевизор и цифровой фотоаппарат (хотя они и пленочного-то не видели). А вот насчет компьютера вопрос спорный: в то время деревенским людям не нужно было столько информации, сколько мы привыкли получать в наши дни.

Теперь редакционное жюри приступает к самому сложному этапу викторины — обработке ваших ответов и определению лучших работ. Скажем по секрету: призы от нашего постоянного спонсора — Иркутской нефтяной компании — уже ждут своих новых хозяев. Результаты конкурса мы опубликуем в одном из ближайших номеров: необходимо дождаться писем от тех участников, которые отправляют ответы обычной почтой. Следите за «Копилкой»!

Напоминаем, что вся необходимая информация выкладывается и в нашей группе «ВКонтакте», адрес: https://vk.com/gazeta_kopilka.

Редакция «Копилки»

Иллюстрации: 

Сапоги ичиги. Фото Лидии Мельниковой  к отчету об этнографической экспедиции  в Усть-Кутский район
Сапоги ичиги. Фото Лидии Мельниковой к отчету об этнографической экспедиции в Усть-Кутский район
Кукла-столбушка. Как их делали в старину, мы узнали в том числе  и из этнографических экспедиций
Кукла-столбушка. Как их делали в старину, мы узнали в том числе и из этнографических экспедиций
Медвежонок Альфонсо, принадлежавший княжне Ксении Романовой. В 1908 году его подарил ей на Рождество отец, князь Георгий Михайлович Романов. Медвежонок был ярко-красного цвета,  а няня девочки сшила для него казачью оранжевую форму. Он находится в Музее игрушек в Сергиевом Посаде
Медвежонок Альфонсо, принадлежавший княжне Ксении Романовой. В 1908 году его подарил ей на Рождество отец, князь Георгий Михайлович Романов. Медвежонок был ярко-красного цвета, а няня девочки сшила для него казачью оранжевую форму. Он находится в Музее игрушек в Сергиевом Посаде
Загрузка...