«Я живу в Прибайкалье — 2016»

Дорогие наши участники! Викторина выходит на финишную прямую. Сегодня в «Копилке» ответы на вопросы 2-го тура и сразу — вопросы 3-го. Ну что, начнем?

1. Представьте, что к вам в гости приехал знакомый из-за границы, который не пользуется Интернетом и практически ничего не знает об Иркутской области и о Байкале. Что вы ему рассказали бы о населении нашего края, его обычаях и традициях? Напишите небольшой рассказ, пытаясь заинтересовать гостя, вынудить приехать за новыми впечатлениями как минимум еще раз.
2. Какими игрушками играли в детстве ваши прабабушки и прадедушки? Где они их брали? Из чего были сделаны эти игрушки?
3. Для чего нужны этнографические экспедиции? Кто их организует? Какую информацию собирают эти экспедиции?
4. Какие национальные традиции, пришедшие к нам из древности, сохранились у народов Иркутской области по сей день? Назовите несколько и кратко опишите их.
5. Представьте, что у вас появилась возможность путешествия во времени, и вы попали в прошлое на 100—150 лет назад, и оказались в доме у ваших прапрабабушек и прапрадедушек. Что осталось таким же, как и сейчас, а что изменилось? Что вас по-настоящему поразило бы из их образа жизни — одежда, предметы быта, обычаи? Чем в свою очередь вы поразили бы своих предков?

Как и прежде, дорогие мальчишки и девчонки, у вас есть ровно три недели, чтобы прислать в редакцию ответы, они принимаются до 19 апреля включительно. Для тех, кто пишет обычные письма, срок определяется по почтовому штемпелю. Всем удачи!

Ответы

1. Традиционный бурятский танец ехор.

2. На фотографии изображен рубель. Это предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для выколачивания и глажения белья. По сути, это прототип стиральной машинки. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда выражение: «Не мытьем, так катаньем».

4. Вот какое описание карагасского оленя в начале ХХ века дал профессор этнологии Иркутского университета, корреспондент Английского антропологического общества и Государственной академии истории материальной культуры СССР, действительный член Американского антропологического общества Бернгард Эдуардович Петри:

«Карагасский олень — это безропотный раб своего хозяина и в то же время его властный повелитель. Он покорно выполняет все работы, которые на него возлагают, возит вьюки, таскает юрту, несет на своей спине хозяина на промысел, гонит с ним вместе соболя; он бережно везет зыбку с ребенком, а если хозяин за­едет в поселения русских и там закутит — днями стоит привязанный к забору, без корма и не просит есть. Его грустные глаза говорят о том, что он давно смирился со своей участью и не помышляет о лучшей доле. Он не бодается, не лягается и не кусается — робкий и нежный, он только боится и жмется, если ему делают больно, и умирает, если с ним неосторожно обошлись.

Но олень также и властный повелитель карагаса. Где оленю сейчас хорошо, там живет карагас. Олень диктует карагасу режим жизни. Летом он его гонит из теплых радостных долин на мрачные вершины Саян, к самым вечным снегам, на высокогорную тундру, где он находит спасение от гнуса. Если вы поедете по осенним и весенним кочевьям карагасов, то не ждите встретить их стойбища на сухих пригорках, на солнопечных открытых местах. Там, где долина сомкнулась в полутемное сырое ущелье, где растет по мшистым склонам ягель, где олень найдет себе вдоволь пищи и стены скал не пустят оленей разбежаться, там разбивает карагас свою юрту.

Без оленя карагас ничто, в тайге без оленя ему делать нечего, разве только скорее бежать к «жилому месту». Олень перевозит все имущество карагаса во время кочевок, его самого и его семью. Олень одевает карагаса в свои шкуры, дает ему сухожилия, чтобы сделать из них нитки и сшить одежду. Оленью шкуру постилают на землю, когда спят; из нее сделана часть сбруи. Когда родится ребенок, его завертывают в оленью шкурку, а под него подстилают вместо пеленок олений волос. Олень выкармливает детей своим молоком, а также кормит им и взрослых; если постигнет бедствие и неудача на промысле, оленя закалывают, и мясо его спасает семью от голодной смерти. Наконец, весь промысел карагас проводит верхом на олене и даже по соболиному следу едет, не слезая с него».

5. Изба — традиционное жилище русских.

Иглу — жилище эскимосов, построенное из глыб снега, который благодаря своей пористой структуре является хорошим теплоизолятором.

Сакля (груз. «сахли» — дом) — жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах.

Вигвамы строят северо-американские индейцы. В землю втыкают длинные жерди, верхушки которых связывают. Сооружение покрывают ветками, корой деревьев, тростником. А если на каркас натягивают шкуру бизона или оленя, то жилище называется типи. 

Юрта — особый тип жилища, которым пользуются кочевые народы (монголы, казахи, калмыки, буряты, киргизы).

Яранга — жилище чукчей.

Украинская хата-мазанка  является традиционным жилищем южных славян. Впрочем, такие жилища встречаются не только в украинских степях, но и в белорусских пущах, и на территории Польши.

Рецепты традиционных блюд от участников викторины

Мы получили очень интересные ответы на 3-й вопрос 2-го тура. Честно признаемся, когда в конце рабочего дня мы читали в редакции ваши рецепты и рассматривали фотографии, у всех членов жюри потекли слюнки — уж очень аппетитно выглядели ваши блюда. Поэтому мы решили предложить их приготовить всем нашим читателям — и детям, и взрослым.

  • Рецепт бууз от Юли Мухархановой из Эхирит-Булагатского района

Традиционным блюдом для нашей семьи являются буузы. Это блюдо мы готовим всей семьей на такие праздники, как Новый год, Сагаалган, дни рождения, 23 Февраля, 8 Марта, и на различные мероприятия (свадьбы, юбилеи и т. д.). Очень любим стряпать в выходные дни.

Для приготовления традиционного бурятского блюда буузы необходимо подготовить:

фарш из 1 кг конины, 250 г свинины, 3—4 луковицы, 2—3 зубчика чеснока, черный перец, соль по вкусу, 1 стакан молока, 0,5 стакана воды;
тесто — 2 яйца, 2 стакана теплой воды, 1 чайная ложка соли.

Размешать, замесить тесто. Хорошенько размять его до упругого состояния, после дать тесту «подышать», т. е. накрыть полотенцем, и дать постоять в течение 10—15 минут.

Далее необходимо разрезать тесто на 2 части, раскатать, вырезать кружки, подготовленный фарш защипать в кружки.

Готовые буузы варить 15—20 минут на пару.

  • Рецепт треугольничков с мясом  от Саши Свириденко из Саянска

Рецепт, бабушка говорит, простой, главное — готовить с душой.

Приготовить дрожжевое слоеное тесто (если из магазина, не будет вкусно):

500—600 г муки;
25 г дрожжей люкс;
100—150 мл теплой воды;
60 г сливочного масла;
1 пачка маргарина;
50 г сахара;
1 чайная ложка сахара (для опары).

Готовое выстоянное тесто раскатать в пласт, потереть маргарин на терке, сложить конвертом. Повторить операцию 8 раз, тесто убрать в холодильник, можно и на улицу зимой, на 1 час.

Готовое тесто раскатать, нарезать на квадраты, положить начинку и защипнуть в виде треугольника.

Начинка

1. Фарш, лук, перец черный молотый, соль
2. Фарш, лук, перец черный молотый, соль, сыр
3. Фарш, лук, перец черный молотый, соль, грибы (самые вкусные треугольнички — с опятами).

Приятного аппетита!

Иллюстрации: 

В семье Юли буузы стряпают все вместе:  мама — Ирина Николаевна, папа — Вячеслав Андреевич, и приемные братья Артем и Дима
В семье Юли буузы стряпают все вместе: мама — Ирина Николаевна, папа — Вячеслав Андреевич, и приемные братья Артем и Дима
В семье Юли буузы стряпают все вместе
В семье Юли буузы стряпают все вместе
Саша советует стряпать треугольнички с душой
Саша советует стряпать треугольнички с душой