«Я не живу ради веры, я ради неё убью»

Перед пресс-показом нашумевшего фильма «Ученик» молодого, но уже громко заявившего о себе режиссёра Кирилла Серебрянникова в кинотеатре «Карамель» в Иркутске журналистам сообщили, что картина получила приз независимой французской прессы имени Франсуа Шале на Каннском кинофестивале этого года, а реакцию на фильм сравнили со скандальным «Левиафаном» Звягинцева.

Сюжетами эти фильмы не похожи, но после них выходишь из кинозала с одним и тем же вопросом – как честному и здравомыслящему человеку выжить в социуме, в котором всё перевёрнуто с ног на голову? В обществе, где невинного человека могут морально или физически уничтожить, если он не живёт по законам общества, если он не поддерживает «генеральную линию партии», общепринятую веру или мораль, поскольку понимает, что по сути это болезнь и называется она «диктатура». А все мы знаем, какие жуткие последствия оставили после себя диктаторские режимы в России, в Германии и в ряде других стран. В этом смысле символично, что фильм поставлен по пьесе немецкого драматурга и адаптирован для  нашей российской действительности.

В картине «Ученик» главный герой Вениамин придумал на основе Библии своё религиозное учение, где не только забыта истинная суть христианства - «Бог есть любовь» и главная заповедь «Возлюби ближнего своего», она перевёрнута так, как хочется религиозному подростку, который даже убийство своего друга не считает плохим поступком или грехом, если говорить на языке христианства.

Впрочем, фильм «Ученик», как любое талантливое произведение киноискусства, не сшит по простому лекалу, он совершенно непредсказуем и разрушает все стереотипы  восприятия. Картина выходит за рамки типичных для такой темы сценариев, удивляет и шокирует буквально каждую минуту. Каким бы сложным не был окружающий мир, современная действительность и широк наш кругозор, все мы привыкли делить героев на плохих и хороших, на добрых и злых. Если же не удается сделать это символическое деление, то хотя бы для себя мы стремимся ответить на вопрос «Кто прав?». А дальше – болеть, сопереживать, сочувствовать «праведному персонажу». В общем, всем хочется ясности сюжета и света в конце туннеля, чтобы автор, какой бы ужас он не показал на экране, в конце всё-таки вселил надежду на что-то хорошее и светлое, или показал выход из сложной жизненной ситуации. В этом смысле фильм «Ученик» стал для меня сплошным парадоксом. Первую половину фильма возникает ощущение, что положительный герой – это старшеклассник Вениамин, неожиданно ставший глубоко верующим, поскольку все остальные герои поначалу не вызывают положительных чувств, либо выглядят мягко говоря странными.

Кто же окружает главного героя? Вечно уставшая, работающая на трёх работах мать,   этакая «простая баба» с несчастной судьбой, не имеющая ни мудрости, ни такта по отношению к своему сыну, похотливая одноклассница, грубая и ехидная девица, жёсткие учителя,  и даже психолог, обучающая на уроках по половому воспитанию пользоваться презервативами, надевая их на морковки, поначалу выглядит абсурдной героиней. Подросток восстаёт против  уроков физкультуры в бассейне, называя девушек в бикини  развратными, цитируя слова из Библии о том, что даже «мужчина, возжелавший женщину, прелюбодействует в мыслях своих», он пытается вывести на чистую воду школьного священника, говорит о том, нужны ли Богу золотые кресты и попы в мерседесах. Вениамин выглядит человеком, который пытается жить так, как сказано в Библии, в святом писании. Безусловно, поначалу это вызывает уважение, поскольку мальчик-то оказывается не наркоман, как думала его мать, и занимается не какой-то подростковой ерундой, а «духовным развитием». Но вторая половина картины неожиданно становиться  «кривым зеркалом» первой части фильма. Подросток, на ходу цитируя любую главу из Библии, возомнивший себя чуть ли не миссией, правда не спасающим, а карающим неверных,  упустил самое важное, что есть в православии и в большинстве религий – истинно верующий любит людей и стремится делать добрые дела. Он терпим к грешникам и хочет  их спасти, а не покарать.

Далее события развиваются в духе религиозного фанатизма. Вениамин называет сатаной психолога Елену Львовну, потому что, говоря о происхождении человечества, она  приводит теорию Дарвина, а должна была, по мнению Вениамина, рассказать о том, как Бог создал всё живое,  на её уроках он постоянно устраивает провокации, пытаясь довести их до абсурда – то надевает костюм обезьяны, то раздевается и бегает голышом по классу. Но самое печальное и драматичное происходит в конце фильма. За то, что его друг – хромой одноклассник отказывается помочь ему избавиться от раздражающей его учительницы и по совместительству психолога, подстроить автокатастрофу, а затем неожиданно проникает к  нему голубой симпатией, Вениамин хладнокровно убивает его, называя предателем  Иудой. В контексте этого эпизода его фразу: «Я не живу ради веры, я ради неё умру» хочется  сказать по-другому: «Я не живу ради веры, я ради неё убью».

Заключительным аккордом фильма становится ещё одно событие –  чтобы избавится от «сатаны», а для Вениамина это школьный психолог, он решает её оклеветать. На общем собрании перед директором школьник говорит о том, что Елена Львовна приставала к нему и сексуально домогалась. Учительницу со скандалом увольняют, но она не уходит, а  со слезами твердит одну фразу: «Я на своём месте, а вы все сошли с ума!» Самое удивительное, что религиозный подросток, который и клевету и даже убийство, оправдывает своей истинной верой, становится чуть ли не героем школы! Учителя начинают подтягивать школьные правила под его «высокие моральные устои», а в финале фильма даже принимают его ложь за правду.

У меня же после просмотра  остался один вопрос. «Для чего режиссер снял этот фильм?». Для того чтобы показать к чему может привести религиозный фанатизм? Но мы знаем, что большинство терактов делают именно религиозные фанатики,  такие же подростки, как Вениамин. Это прописные истины. Думается мне, что автор картины специально сделал финал фильма открытым. Он приглашает к размышлению зрителей, чтобы возможно, они  пришли к мысли о том, что любой идеологический, религиозный фанатизм или слепая вера могут привести не просто к конфликтам, но воспитать такое общество, в котором будут считаться добродетелью религиозная нетерпимость и жёсткий национализм, а возможно даже и фашизм. Учитывая «моду на православие» в нашей стране и то, как много людей ринулись рьяно молиться и ходить в храмы, не всегда помнимая истинную суть христианства, а также настроения религиозной нетерпимости в обществе, автор фильма словно вопрошает: «Вы понимаете, куда мы идём, кого мы воспитываем и что будет с нашей страной?»

Фильм «Ученик» это, конечно, произведение киноискусства, а не фильм-однодневка, поэтому затрагивает он так много актуальных тем, что говорить и писать о нём будут очень много, а из-за невероятно популярной в последнее время темы религиозного фанатизма, у картины найдутся как поклонники, так и жёсткие противники. В среде православных верующих картина, скорей всего, вызовет противоречивые отзывы. Что касается технической стороны фильма, то сделан он безупречно. Талантливый оператор фильма, который работал в фильме «12», снимает героев с неожиданных ракурсов, интересный саундтрек, великолепная игра актеров… Одним словом, приз Канского фестиваля «Ученик»  действительно заслужил. Однако фильм из категории «не для всех», и уж точно это не  массовое кино. Скорей, эта картина для тех, кто любит интересные  современные фильмы, поднимающие злободневные проблемы, вскрывающие  болезни нашего общества.

Для справки. «Ученик» - российский драматический фильм режиссёра Кирилла Серебренникова, снятый по пьесе Мариуса фон Майенбурга. Премьера состоялась в рамках программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля 2016 года, фильм был удостоен приза независимой французской прессы имени Франсуа Шале. После этого события фильм закупили ряд европейских стран. В августе 2016 года фильм вошёл в лонг-лист фильмов-номинантов на получение премии European Film Awards 2016 Европейской киноакадемии. В России фильм вышел в прокат 13 октября 2016 года. Главную роль в фильме «Ученик» сыграл 22-х летний актёр Пётр Скворцов. Съёмки фильма прошли в августе 2015 года в Калининграде. Действие из Германии перенесли в российскую действительность, в рядовую общеобразовательную школу. Премьера оригинальной постановки «Мученика» состоялась в 2012 году в знаменитом берлинском театре Шаубюне, а в 2015-м пьеса была поставлена Серебренниковым в московском «Гоголь-центре».

 

Источник: Байкал Инфо
17/10/2016 - 12:56
Метки: Слово