Вышли к людям

На РЖД объявили Год пассажира, но пассажиры этого пока не осознали

Необычное мероприятие провели руководители подразделений Восточно-Сибирской железной дороги в прошлый четверг, 25 февраля. В конце рабочего дня они вышли к народу, чтобы пообщаться с пассажирами, так сказать, лицом к лицу и ответить на любые интересующие их вопросы. Идея хорошая, считают присутствовавшие на встрече журналисты «Пятницы», однако недостаточно продуманная с точки зрения организации.

В глубине самого дальнего зала вокзала «Иркутск-Пассажирский» поставили столы, на них — таблички с указанием должностей участников акции: руководитель Восточно-Сибирского АО «ФПК», начальник вокзала, начальник отдела организации пассажирской работы ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», первый замначальника Восточно-Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания».

Дежурная по вокзалу каждые пять минут объявляла о предстоящей встрече. И ровно в 18.00 руководители расселись по местам.

Встреча началась, однако пассажиры почему-то не спешили занимать очередь к столикам. Может быть, не поверили в такое счастье или испугались? А вот «Пятница» не испугалась.

— Объясните, пожалуйста, цель этого мероприятия, — обратились мы к первому заместителю начальника Восточно-Сибирского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» Андрею Кедрову.

— Президент ОАО РЖД Олег Белозеров объявил 2016-й Годом пассажира. И цель мероприятия — привлечение пассажиров. Сегодня у нас конкуренция сильная: автоперевозчики, авиаперевозчики. Нам бороться надо! Поэтому Год пассажира нацелен на создание комфортных условий в поездах дальнего следования, на изменение расписаний, чтобы пассажирам было удобно, на предоставление услуг на вокзалах, скидки всевозможные. У людей много вопросов, много обращений. А здесь мы доступны, можно подойти и обратиться лично. Пассажиру что нужно? Доступная цена, скорость, удобство.

Андрей Кедров рассказал, что, например, в плацкартных вагонах боковые полки редко занимаются, поэтому скидка на них довольно существенная. Вообще, скидочных программ много: все поезда переведены по направлениям доходности, и скидки определяются автоматически. Существуют сезонные скидки для студентов.

— Теперь такие встречи будут проходить каждый второй четверг месяца, — сообщил Андрей Евгеньевич, — прямо на вокзалах. На них будут присутствовать также представители администрации города и области, руководители вокзалов, агентства по продаже билетов.

— А когда у нас будут скоростные поезда, как в Китае и Японии?

— Скоростное движение требует инфраструктуры. Надо переделывать все. У нас инфраструктура рассчитана на 80—90 километров в час. В Москве есть скоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», но они двигаются по параллельным путям. Поймите, такие поезда не ходят по обычным путям. При скорости 200 километров в час надо огораживать пути, чтобы обеспечить безопасность. За границей путепроводные развязки строят на трех и четырех уровнях. Там исключен доступ людей и животных. На все это нужны огромные деньги. Мы делаем что можем, например сейчас пытаемся открыть дневной экспресс Иркутск — Улан-Удэ.

Несколько вопросов мы также задали начальнику вокзала «Иркутск-Пассажирский» Владимиру Тютрину.

— Как решается вопрос с наведением порядка на привокзальной площади? Давно идет разговор о необходимости убрать киоски.

— Три недели назад здесь собиралось руководство города. К 1 мая нам обещают навести порядок. Все упирается в киоски на той стороне площади, которые ограничивают проезжую часть. Сейчас очень многие пассажиры приезжают, бросают машины у вокзала, и они всем мешают. Поэтому, когда стоянка будет на другой стороне, здесь можно будет сделать нормальные остановочные пункты. Но все это в компетенции городских властей. В Москве начали сносить киоски; может быть, и в Иркутске к этому придут.

— Расскажите о мерах безопасности на вокзале и вокруг него.

— Нас охраняет транспортная полиция, четыре человека в смену, плюс собака и семь постов железнодорожной охраны. Круглосуточно. Также у нас работают 64 видеокамеры и еще 10 камер, изображение с которых транслируется в Новосибирск и Москву. Камеры есть внутри вокзала и снаружи. Однажды нетрезвый пассажир ударил полицейского, было возбуждено дело. Материалы с камер мы предоставляем правоохранительным органам.

— Вечная проблема — бомжи. Как вы работаете с ними?

— Мы их сейчас не выгоняем, а сразу же передаем в службу соцзащиты. Конечно, выпроваживать на улицу в мороз — это не очень гуманно, но простые граждане тоже страдать не должны. Поэтому мы добиваемся, чтобы их забирали туда, где они будут находиться в человеческих условиях.

Тем временем какой-то подвыпивший пассажир начал громко выказывать недовольство; наверное, ему просто захотелось привлечь к себе внимание. Полицейские вежливо вывели его под белы ручки.

Ну а народ так и не спешил воспользоваться уникальной возможностью задать вопросы большим начальникам. За все время, что продолжалась встреча, к столикам подошли от силы человек пять-шесть. Пожилая дама рассказала, что живет на даче в районе Большого Луга. Два раза в неделю она ездит в город, и ее не устраивает расписание электричек и количество вагонов. Юноша интересовался скидками для студентов. Негусто.

Возникает вопрос: а имеют ли вообще смысл подобные мероприятия? И каков КПД таких встреч? Ведь на все эти вопросы с успехом может ответить дежурный по вокзалу. Возможно, неудачно было выбрано место. Может быть, в зале пригородных касс активность пассажиров была бы больше.

В общем, непонятно. Наверное, с точки зрения пиара это хорошо: усадить начальников лицом к народу. Вопрос только в целесообразности и эффективности.

Иллюстрации: 

Вот так выглядела встреча с руководителями подразделений Восточно-Сибирской железной дороги в прошлый четверг,  25 февраля: начальники лицом к народу. Но, видимо, наш народ уже отвык общаться с начальством напрямую. Встреча длилась час, но за это время к столикам отважились подойти немногие
Вот так выглядела встреча с руководителями подразделений Восточно-Сибирской железной дороги в прошлый четверг, 25 февраля: начальники лицом к народу. Но, видимо, наш народ уже отвык общаться с начальством напрямую. Встреча длилась час, но за это время к столикам отважились подойти немногие