Вузы Иркутска: есть ли будущее?

Высшие учебные заведения города превращаются в «деревенские»

Сражения вокруг иркутских вузов наконец приобретают более определенные очертания. На Байкальском дискуссионном клубе, который состоялся в Иркутске, представители науки и образования озвучили главные проблемы, которые, по их мнению, могли стать причиной нервозной ситуации в высшем образовании. Это неважное состояние региональной экономики и сниженные региональные амбиции.

Выпускники уезжают

В общем и целом ситуация с иркутским высшим образованием накануне приемной кампании 2016 года выглядит следующим образом: самые талантливые и амбициозные абитуриенты уезжают из региона в вузы Москвы, Питера, Красноярска.

— Иркутский лицей № 3, который сотрудничает с университетом, входит в топ лучших школ по России. Но что дальше? А дальше большинство выпускников уезжает в другие регионы, — констатирует ректор ИГУ Александр Аргучинцев.

Место талантливой и, что немаловажно, подготовленной молодежи, которая могла бы заниматься наукой, занимают те, кто приезжает из сельской местности и небольших городков, где школьная база, к сожалению, нередко оказывается слишком низкой в силу отсутствия квалифицированных преподавателей. Педагоги деревенских школ сами с трудом решают задачи ЕГЭ — это подтвердило недавнее тестирование, которое проводило министерство образования.

— Вузы Иркутска превращаются в «деревенские». При этом если взять север области — Братск, например, — то они ориентированы не на Иркутск, а на Сибирский федеральный университет, — поделился наблюдениями ректор ИГУ.

Лучшие из тех, кто остался в иркутских вузах, оканчивают свои учебные заведения и уезжают в другие регионы в силу того, что в Иркутской области низкие зарплаты, трудно найти работу. Единицы возвращаются на малую родину, чтобы, например, преподавать в родном селе.

На флажке

Ситуацию вокруг высшей школы региона усугубляет и то обстоятельство, что в Иркутске со зловещей периодичностью стали появляться вузы-смертники, то есть те учебные заведения, которые не получили аккредитации Минобра — частично или по всем специальностям. Сейчас «на флажке» два вуза, абсолютно разных по своей авторитетности: иняз, оплот лингвистической школы Восточной Сибири, и САПЭУ — негосударственный вуз с предельно низкой стоимостью годового обучения и огромным размахом специальностей. Там готовят всех — от танцоров до юристов.

Иняз был передан Московскому лингвистическому институту и не смог получить аккредитацию по 13 специальностям. Студентов перевели в другие вузы. Педагоги и оставшийся студенческий коллектив настойчиво просят присоединить их полным составом к ИГУ. Однако БГУ — бывший нархоз — тоже стал проявлять активность в этом направлении: зазывает инязовцев к себе. А хозяин положения — Московский лингвистический институт — начал проводить сокращения в филиале. И по сей день ситуация не решена.

«Сохранить в субъекте Федерации»

Для обсуждения проблем местных вузов в Иркутск приехал Денис Пономарев, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ. Он сообщил, что создана рабочая группа, которая будет заниматься судьбой вуза, чтобы «сохранить лингвистический блок в субъекте Федерации».

По нашей информации, преподавателям иняза передан приказ о создании рабочей группы. Туда входят ректоры ИГУ, БГУ, ИРНИТУ, председатель совета ректоров Андрей Хоменко, заместитель губернатора Виктор Игнатенко. Возглавил рабочую группу заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов. Вопрос будет решаться следующим образом: все вузы, которые претендуют на то, чтобы включить в свой состав лингвистов, представят свои планы развития этого направления.

— Это будет и ИГУ, куда мы хотим попасть, и МГЛУ, и БГУ. Мы не понимаем, как в этот список попал БГУ, но очевидно, что он очень хочет нас присоединить. И за эти планы будет открытое голосование нашего преподавательского состава на специальном собрании. Пономарев пообещал, что все решится до вступительных экзаменов, — взволнованно рассказывает один из преподавателей, который уже сильно утомлен ситуацией.

В коллективе нет единства, кто-то уходит в другие вузы — лингвистическая школа, которую так хотели сохранить, рассыпается. 

Кризиса нет?

При том что ряд вузов находится в кризисной ситуации, а другие в конфликте интересов, никто не хочет говорить о кризисе высшего образования в Иркутске.

— Кризиса как такового в системе образования я не вижу. Есть примеры плохого управления, — высказал свое мнение Александр Аргучинцев.

Академик Игорь Бычков считает, что говорить о крушении высшей школы просто-напросто вредно. Мы задали вопрос председателю совета ректоров Андрею Хоменко: можно ли говорить о развале высшей школы в Иркутске?

— Все крупные вузы Иркутска работают стабильно, в штатном режиме. Никакого кризиса в образовании Иркутской области нет. Есть сейчас проблемы, они рабочие, текущие, которые естественно возникают во время реформирования, и это не только в нашем регионе. Идет реформа высшего образования по всей стране, и то, что сейчас происходит, — это проблемы переходного процесса, которые неизбежны, поскольку требования к образованию несколько отличаются от тех, которые были раньше.

«Радужные» перспективы

Михаил Кирсанов, директор Департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты РФ, который также прилетел в Иркутск, чтобы участвовать в дискуссии о ситуации в иркутской высшей школе, заявил:

— Необходимо, чтобы приоритеты были определены. Иркутская область не может развиваться во все стороны. У вас не так много радужных перспектив: экология, переработка леса… Рядом с вами Монголия и Китай — в определенном смысле интересные рынки. Вы можете стать очень интересным центром — экономическим, энергетическим...

С такой радикальной позицией не согласились многие.

— Приоритет — люди. Не лес и даже не Байкал. Наш регион — это мощная фундаментальная научная школа, — сказал Сергей Язев, директор астрономической обсерватории, доцент ИГУ.

Правда, всем пришлось согласиться с тем, что модернизацию образования невозможно проводить без плана развития области. Пока понятной позиции на этот счет нет. Непонятно, куда и сколько выпускников нужно будет трудоустроить, какие направления образования и науки развивать.

— Трудоустройство выпускников и заработная плата выпускников — вот вопрос. А то, что университет становится «деревенским», нужно принять как данность и лучше готовить учеников в сельских школах, — подытожил Кирсанов и пообещал, что департамент занятости в сотрудничестве с отраслевыми министерствами попробует составить экономическую модель региона.

На Байкальском дискуссионном клубе, который состоялся в Иркутске, представители науки и образо- вания озвучили главные проблемы, которые, по их мнению, могли стать причиной нервозной ситуации в высшем образовании.
На Байкальском дискуссионном клубе, который состоялся в Иркутске, представители науки и образо- вания озвучили главные проблемы, которые, по их мнению, могли стать причиной нервозной ситуации в высшем образовании.
Загрузка...