Вторая жизнь дома купца Сапожникова

Недавно в Иркутске появилась новая выставочная площадка для редких и популярных произведений искусства и ремесел.

В 130-м квартале в бывшем доме купца Сапожникова теперь находится столярная мастерская, а также залы с живописью, фотографией, скульптурой и разнообразными декоративными вещицами. Здесь можно увидеть изображения Иркутского острога, завораживающие байкальские пейзажи и картины с легко узнаваемыми улицами нашего города.

Обновленной усадьбе конца ХVIII — начала XIX века как нельзя лучше подошла ее нынешняя роль. Реплики антикварной мебели, витражи, картины в позолоченных рамах, французская керамика, а рядом игрушки ручной работы, забавные глиняные статуэтки — все это создает уютную атмосферу с налетом благородства дворянской эпохи. Даже дверные ручки и те старинные. Но стоит подняться на второй этаж, пройти мимо маленькой пушки, опираясь на рельефные перила, и обойти небольшую инсталляцию со стимпанковскими картинами и чудо-холодильником — приветом из советского прошлого, как находишь нечто по-настоящему редкое и дорогое — работы известного иркутского мастера Бориса Лебединского.

— У Бориса Ивановича Лебединского огромное количество поклонников, его произведения находятся в центральных музеях страны. И хотя по его светлым, прекрасным работам не скажешь, но судьба у художника была нелегкой. Он учился живописи в начале прошлого века в Санкт-Петербурге у знаменитых мастеров Матэ, Билибина, Рериха. После окончания учебы отправился в научную экспедицию, побывал в Сибири и решил переехать из революционного Петрограда в далекий Иркутск. Природе и истории нашего края он посвятил множество своих работ, — рассказывает организатор выставки Юлия Штанько.

Обосновавшись в Иркутске, Борис Лебединский включился в исследовательскую работу, посвященную истории города и старинной сибирской архитектуре. Он вошел в состав Восточно-Сибирского отделения Российского географического общества, участвовал в археологических раскопках на месте иркутской крепости. Изданные в 1929 году альбомы «Иркутский острог» и «Московские ворота» стали одним из результатов исторических изысканий художника. Позднее появились его альбомы, посвященные природе: «Аршан», «Тайга сибирская», «Байкал». Смотреть на то, как выглядел Иркутск и его окрестности век назад и даже больше, по меньшей мере познавательно.

Но старый город — это еще не все, что оставил в наследие Лебединский. На выставке в 130-м квартале есть несколько его работ, которых раньше иркутяне не видели, — графика в стиле ню: богини, нимфы, выходящие из ручья, скрывающиеся за ветвями деревьев, загадочно смотрящие в пол-оборота на своих зрителей...

Эти картины хранились в коллекции внука художника, а теперь полюбоваться произведениями, написанными в стиле классической русской школы, может каждый желающий.

Кроме Бориса Лебединского на новой выставочной площадке представлены работы современных и именитых художников, выполненные в разных техниках: Регины Присяжниковой, Дмитрия Лысякова, Владимира Осипова, Никиты и Александра Шелтуновых, Вероники Лобаревой, Сергея Писарева, Натальи Довнич. Также представил свои скульптуры Лев Сериков и фотографии — Александр Князев. Сроки окончания экспозиций организаторы выставки пока не называют, посмотреть на произведения искусства и ремесел можно в будние дни с 9 утра и до 6 вечера.

  • Адрес новой выставочной площадки — Иркутск, улица 3 Июля, 31. Двухэтажное деревянное здание находится напротив ТРК «Модный квартал». Вход бесплатный. Кстати, на выставленные произведения можно не только любоваться, их еще можно купить, прямо на месте.

Иллюстрации: 

 «Искусства и ремесла — это целое течение конца ХIХ века, правда, не у нас, а в Европе. Но нам понравилась идея этого синтеза, ремесла на каком-то этапе превращаются в искусство. Сейчас идут переговоры с Союзом кузнецов, мы планируем делать общие мероприятия на базе усадьбы, типа проведения Масленицы с мастер-классами для детей. Кроме того, мы предполагаем регулярное проведение выставок иркутских художников», — поделилась планами Юлия Штанько, одна из владелиц компании «Столярный дворъ» и организатор выставки
«Искусства и ремесла — это целое течение конца ХIХ века, правда, не у нас, а в Европе. Но нам понравилась идея этого синтеза, ремесла на каком-то этапе превращаются в искусство. Сейчас идут переговоры с Союзом кузнецов, мы планируем делать общие мероприятия на базе усадьбы, типа проведения Масленицы с мастер-классами для детей. Кроме того, мы предполагаем регулярное проведение выставок иркутских художников», — поделилась планами Юлия Штанько, одна из владелиц компании «Столярный дворъ» и организатор выставки
Сергиевская башня Иркутского острога. Несмотря на то что Лебединский писал этюд не с натуры, создается обратное впечатление — так отточено его мастерство. Неприступные стены острога оживлены выдуманными персонажами — людьми, спешащими по своим делам
Сергиевская башня Иркутского острога. Несмотря на то что Лебединский писал этюд не с натуры, создается обратное впечатление — так отточено его мастерство. Неприступные стены острога оживлены выдуманными персонажами — людьми, спешащими по своим делам
«Московские ворота», автор Борис Лебединский. В графической серии «Иркутск древний» художник изобразил триумфальную арку, возведенную на главном въезде в Иркутск в 1813 году в честь десятилетия царствования Александра I. Литография сопровождалась небольшой пояснительной статьей об истории строительства ворот и архитектурных особенностях этого памятника, написанной художником. Эти сведения, а также сама графика были использованы при восстановлении памятника в 2011 году
«Московские ворота», автор Борис Лебединский. В графической серии «Иркутск древний» художник изобразил триумфальную арку, возведенную на главном въезде в Иркутск в 1813 году в честь десятилетия царствования Александра I. Литография сопровождалась небольшой пояснительной статьей об истории строительства ворот и архитектурных особенностях этого памятника, написанной художником. Эти сведения, а также сама графика были использованы при восстановлении памятника в 2011 году
baikalpress_id:  101 789