ВСЖД против сокращения электричек

Когда дело касается проблем с электричками, люди в первую очередь обвиняют железную дорогу. Казалось, кого же еще! Однако мало кто знает, что организацией пригородных пассажирских перевозок занимается ОАО «Байкальская пассажирская пригородная компания» (БППК), 50% + 1 акция которой принадлежит правительству Иркутской области. О том, кто сокращает количество поездов, из-за чего судятся БППК и правительство Иркутской области, рассказал начальник пассажирской службы ВСЖД Александр Семёнов.

- Расскажите подробнее, кто отвечает за электрички?

- Перевозчик БППК – это акционерное общество. 50% плюс 1 акция которого принадлежат правительству Иркутской области, а именно – министерству жилищной политики, энергетики и транспорт, и 50% минус 1 акция - ОАО «РЖД». Что же касается вопроса заказа пригородных поездов, то этим занимается правительство Иркутской области и Республики Бурятия, согласно федеральному закону РФ от 4 июля 2013 г. №95-ФЗ. Кроме того, размер тарифа на пригородные перевозки также устанавливает правительство, а именно, служба по тарифам. А ВСЖД отвечает за качество выданного в рейс подвижного состава, состояние инфраструктуры и выполнения графика движения поездов.

Сегодня дирекция мотор-вагонного подвижного состава (ДМВ) заключила пять договоров с БППК на аренду подвижного состава, в том числе на аренду цельнометаллических вагонов с локомотивом в голове и моторвагонных подвижных составов. Всего по Иркутской области курсирует 108 поездов, по Бурятии – 10.

- Кто дает заказы на количество маршрутов и поездов в области? Кто их отменяет?

- Каждый год в Иркутской области составляется транспортный план, руководствуясь конституцией РФ, а также наличием денег в бюджете, министерство заключает договор с перевозчиком, выбирает план обеспечения доступности региона для пассажиров. Например, в Бурятии курсирует только 10 электропоездов, это решение властей республики, за которое она несет ответственность перед своими гражданами.

- Получается, что люди, которые обвиняют в сокращении  количества  перевозок ВСЖД, неправы?

- Абсолютно. Это исключительно решение региональных министерств.

- Как министерство по жилищной политике, связи и транспорта Иркутской области определяет реальную потребность в перевозках?

- Иркутская область проводит ежемесячный анализ передвижение жителей по территории. То есть группа специалистов в составе ОАО «БППК», представители ВСЖД и представители министерства, заходит в электропоезд и едет от первой до конечной станции, для анализа количества пассажиров в вагонах. Такая проверка делается по дням недели, чтобы можно было точно определить, стоит ли вообще этому поезду курсировать. Исходя из результатов мониторинга, министерство принимает решение о курсирования или отмене пригородных поездов.

- Расскажите о процедуре оформления заказа. Вначале ВСЖД производит перевозки, а потом получает плату или наоборот?

- Вначале Иркутская область закладывает в бюджете определенную сумму, исходя из которой БППК рассчитывает, на какой период времени и в каких размерах можно будет организовать движение пригородных поездов. Если по расчетам 406 млн рублей, которые выделила область на 2015 год недостаточно. БППК один раз в полгода доказывает свои расходы на объемы движения с целью обеспечить дополнительные субсидии от региона.

- На что идут деньги?

- На аренду подвижного состава, управление подвижным составом, плату за инфраструктуру, зарплату. БППК, получив прибыль от продажи билетов  и субсидии, расплачивается по договорам. Компания ежемесячно оплачивает ДМВ услуги, вносит плату за использование инфраструктуры РЖД. По приказу председателя правительства РФ Д.А.Медведева от 5 января 2015 г. №8 ставка за инфраструктуру, которая была установлена в начале 2015 года в размере 25%, сейчас составляет 1%, что позволяет БППК  снизить расходную составляющую  примерно на 198 млн рублей. Компенсацию берет   на   себя федеральные власти. Кроме того, в соответствии с федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 82-ФЗ президента РФ В.В.Путина с января 2015 года БППК не платит НДС.

- Заявка на будущий год составляется в конце прошлого?

- Заявка составляется не позднее, чем за 45 суток до отчетного периода. А договор заключается на год.

- Может ли минтранс поменять заявку в течение года?

- Область вправе поменять заявку в ту или иную сторону, в сроки, установленные договором. Увеличение количества перевозок, как правило, связано с дополнительными субсидиями в бюджете, а отмена производится на основании результатов мониторинга и наличия альтернативных видов транспорта. Например, пригородные поезда меняют на автобусное движение. Так произошло в Бурятии. Я считаю, что условия конкуренции для всех должны быть одинаковыми, в первую очередь, в тарифной политике. В той же Бурятии тариф составляет 108 рублей за 10 км на электропоезде, и 20 рублей - на автобусе. Очевидно, что выберет пассажир.

- Как влияет на ВСЖД изменение заказа в меньшую сторону?

- Это значит закрытие участков и сокращение штата, что влечет за собой определенную социальную напряженность.

- Между БППК и правительством Иркутской области происходят судебные споры. В чем их суть?

- Основной спор – по экономически обоснованному уровню затрат. У нас есть ряд судебных исков к правительству о взыскании убытков, полученных в результате государственного регулирования тарифов. Убытки эти образуются из-за разрыва между экономически обоснованным тарифом и тарифом, который устанавливает регион РФ. Основная задача ОАО «БППК» - доказать расходы и обеспечить покрытие субсидиями   выпадающих доходов в полном объеме. Конструктивным спор назвать сложно из-за такого количества исков, но БППК выигрывает суды, значит, расходная часть, которую они предъявляют Иркутской области, вполне обоснована. Уже ожидается, что по итогам 2015 года по Иркутской области сумма непокрытых убытков составит 290 млн рублей.

- Правительство должно либо  оптимизировать движение, либо найти деньги на компенсацию выпадающих доходов?

- Да.

- Бюджет гасит долги?

- За 2013 год в результате досудебных разбирательств Иркутская область выплачивает 47.8 млн рублей. В 2014 году по долгам мы остались практически на тех же самых позициях, что и в 2013 году. Так, в 2011 году с учетом всех субсидий мы отработали по Иркутской области с покрытием расходов 93,9%. В 2012 году – 78,8%. В 2013 году – 61,4%, в 2014 году – 61,3%.

- Получается, что тормозят процесс только власти?

- Они не тормозят процесс, а отстаивают свою точку зрения. В споре рождается истина. Самое главное, чтобы простой житель не страдал. Ведь если гражданин понимает, что он не может выехать на работу из-за отмены электропоезда, ему приходится увольняться, растет социальная напряженность. При этом должен отметить, что решение президента России В.В.Путина по возврату отмененных пригородных поездов выполнено.

- А как ситуация обстоит в Бурятии? В прошлом году там удалось выйти на безубыточный уровень?

- Да, но там накопились долги прошлых лет. Сейчас с ними тоже проводится судебная претензионная работа. В этом году, по оценке БППК, в бюджет должны были заложить 24 млн рублей на компенсацию выпадающих доходов, но в связи с обнулением НДС сумма уменьшилась до 17 млн рублей.

- Можно сказать, что правительство Бурятии возложило бремя непокрытых убытков на плечи пассажиров, увеличив тариф?

- Частично, так как в республике предусмотрено финансирование на монетизацию льгот. По территории республики проходят автодороги, по которым организовано регулярное автобусное движение, но существует ряд направлений без альтернативного движения, т.е. кроме как на поезде проехать нельзя. Это направление Улан-Удэ-Мостовой, Таксимо –Северобайкальск, там дороги находятся в неудовлетворительном состоянии и отсутствует регулярное автобусное движение. Установленный тариф 108 рублей для жителей Бурятии не имеет альтернативы на данных направлениях.

- В Иркутской области существует много категории  населения, которые имеют бесплатный или льготный проезд на электричках. Насколько хорошо организован их учет?

- Учет имеется, при этом областное министерство социальной защиты и министерство транспорта выпустили электронные карты для федеральных и региональных льготников, а также для учащихся. ВППК получила переносные билетопечатающие машины, которые считывают карты, что позволит нам в кратчайшие сроки обеспечить персонифиницированный учет льготников. Сейчас учет ведется по документам, которые обязаны с собой возить льготники. Ежемесячно БППК составляет для министерства соцзащиты отчетные документы по провозу региональных и федеральных льготников, школьников и студентов. По этим документам производится оплата. Кроме того, при введении карты по существующей базе данных льготников можно легко отследить правильность предоставленных отчетных документов.

- Насколько заметно снижение количества пассажиров в Иркутской области?

- В связи с оптимизацией размеров движения администрацией в заявке перевозчику, а также   естественными   процессами,   такими,   как   покупка   личного   автотранспорта   и увеличения количества, качественных дорог, а также миграция населения, в 2014 году снижение количество отправленных пассажиров по Иркутской области, было отправлено 12 млн 187 тыс. пассажиров, а в 2013 г. - 12 млн 677 тыс. За первый квартал 2015 года снижение количество отправленных пассажиров к соответствующему периоду 2014 года составило 13%. Конечно, основную массу пассажиров перевозит Иркутская область. Наиболее населенные направления - это Вихоревка – Новобратск и Черемхово – Большой Луг. Пассажиры - рабочие, учащиеся  и льготники всех категорий, которые каждый день ездят  на пригородных  поездах, как работу, так и  по личным надобностям.

- Насколько мне известно, во всем мире пригородные поезда, как социальный вид транспорта, субсидируются за счет государства?

-  На мой взгляд, это правильно. Нужна конструктивная позиция региональных властей. Само собой, нельзя возить «воздух». Регионы должны обеспечить работу пригородных компаний и перевозок на том уровне, какой они считают возможным. В первую очередь, необходимо обеспечить перевозку людей пригородным железнодорожным   транспортом   в районах с бездорожьем, где нет альтернативы пригородным железнодорожным перевозкам, а также на участках где автомобильный транспорт просто не справиться с объемами пассажиропотока.

Загрузка...