Встать на ноги

В комплексном центре соцобслуживания города Саянска появилось уникальное отделение для ребят с физическими ограничениями, такого в Приангарье не было никогда

Совсем недавно министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области констатировало: детей-сирот в детдомах Приангарья стало меньше. Однако некоторым интернатам не суждено исчезнуть, ребятишек оттуда забирают под опеку крайне редко. Речь идет об учреждениях, предназначенных для детей с ограниченными возможностями, то есть для инвалидов. Для таких особых детей в регионе открыто четыре детских дома интерната — в Саянске и Братске, два в Иркутске. В Саянске в детском доме-интернате живут дети со всей области. Раньше об обучении таких ребят не было и речи, но с 2012 года в учреждениях для детей с умственной отсталостью стали появляться учебные классы. Нынешний учебный год начался для 361 необыкновенного ученика, а в домах-интернатах усилиями воспитателей организовано 33 учебных класса. Кроме того, в июне этого года в комплексном центре социального обслуживания города Саянска появилось уникальное отделение для ребят с физическими ограничениями, но с сохранным интеллектом. Такого в Приангарье не было никогда. Пока что о результатах работы говорить рано, но прогресс в развитии ребят стал заметен уже спустя 4 месяца.   

Интернат, который не закроется 

Саянский дом-интернат для умственно отсталых детей в сентябре отметил свое 25-летие, за это время в его стенах выросли сотни ребятишек. Сейчас здесь живут 288 воспитанников. К каждому из них нужен индивидуальный подход, потому что у всех разные психические и физические заболевания. От таких детей родители отказываются чаще, чем от здоровых: не каждому под силу взять на себя ответственность. Отставание в развитии может быть и напрямую связано с семьей: плохие условия, алкоголизм, невнимание к детям… Социальных сирот и в этом интернате подавляющее большинство. Поэтому обучение элементарным навыкам самообслуживания, письма и счета им жизненно необходимы.

— У нас здесь дети от 8 до 18 лет, они учатся счету, письму, грамоте, — рассказывает директор учреждения Лариса Анатольевна Бухарова. — Также дети проходят социально-трудовую и медицинскую реабилитацию, и мы каждый год наблюдаем прогресс. Лежачие дети начинают садиться, ползать, потом мы их ставим в вертикальное положение и затем на ноги. Пусть таких детей единицы, но они начинают ходить! Ребятишек с тяжелой отсталостью учим самообслуживанию — самостоятельно кормиться, одеваться.

Общая задача сотрудников интерната — подготовить ребенка к дальнейшей, отчасти самостоятельной, жизни. Даже в семьях таких, как правило, родители стесняются, прячут чадо, изолируя его от общества.

В этом году 75 интернатовцев сели за парты. По договору со средней школой № 5 каждый день 13 учителей проводят занятия; классы интерната числятся за этой школой. Кроме основных предметов ребята занимаются творчеством: изобразительным искусством, танцами, рукоделием и растениеводством.

Десятого октября, когда на улице шел снег, в теплицах интерната поспевали огурцы. Как удается собирать урожай до зимы — секрет юных агрономов. И овощей этой осенью собрали больше запланированного — целую тонну капусты и 226 кг свеклы. Ребятам знание растениеводства больше других пригодится в дальнейшей жизни: выпускники отправляются в психоневрологический интернат в Тулюшку, где плотно занимаются сельским хозяйством.

Неподалеку от основных корпусов здания расположены мастерские: столярная, обувная и швейная. Работать с деревом детей учит Владимир Анатольевич Татуев, мастер производственного обучения по профессии. На занятиях Владимир Анатольевич показывает, как сделать такие практичные вещи, как табуреты, рамки для фотографий и картин. Но уделяет также время и творчеству — модели военной техники, развивающие детские игрушки, фигурки людей и животных.

В соседнем кабинете расположился обувной цех. Комната небольшая, поэтому 22 человека из списка занимаются здесь группами по четыре. Ребята чинят кроссовки, туфли, ботинки для всего интерната. На вопрос, где научилась ремонтировать обувь, руководитель мастерской Вера Ильинична скромно отвечает: «Жизнь научила». Опыт этот полезен и для ребят, мало кто может похвастаться умением залатать сапоги.

И кружок шитья приносит пользу интернату: девочки под руководством Елены Анатольевны Куимовой шьют шторы, фартуки, концертные платья для самодеятельности.
Очень важно, что все это они делают вместе, коллективом, и каждый чувствует себя частью целого, а не одиночкой.

Поодаль от главного здания находится отделение для лежачих детей. Они живут исключительно благодаря заботе персонала интерната. Кого-то удается поставить на ноги с помощью курса лечебной физкультуры, но большинство никогда не покинет этих стен.

 — В следующем году мы будем вывозить на природу ребятишек, навечно прикованных к кровати, — поделилась планами заместитель председателя правительства Иркутской области Валентина Вобликова. — Когда мы открывали это учреждение 25 лет назад, была открыта и гостиница для родителей. Но никто не приезжает.

Право на образование 

Чтобы поставить лежачего ребенка, у которого есть для этого возможности, необходима масса усилий. В обычных интернатах до смирно лежащих в своем уголке детей у воспитателей не доходят руки. Даже если интеллект здоров, развитие затормаживается из-за отсутствия внимания к ребенку. Для таких инвалидов и было решено создать специальное отделение в комплексном центре социального обслуживания в июне этого года.

— Пятеро детей с нормальным интеллектом, но с физическими ограничениями находились в психоневрологических учреждениях области, им там было не место, — объяснил необходимость специальной группы министр социального развития, опеки и попечительства Владимир Родионов. — И в семьях есть такие дети, у которых просто нет возможностей развиваться. Это первая в области группа, где дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но со здоровым интеллектом имеют возможность получать нормальное образование.

Комплексный центр работает с 1995 года и уже имеет прекрасную базу техники и специалистов для полноценной реабилитации инвалидов. На протяжении многих лет здесь проходят процедуры и занимаются с узкими специалистами саянские ребятишки с разными заболеваниями. Это такое место, где есть все, и у родителей нет необходимости возить детей в разные учреждения. Теперь появилась возможность оставлять ребят на время — на втором этаже комплекса находятся группы постоянного пребывания. А на первом в отделении для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, нуждающихся в постоянном уходе, живут детдомовские дети.

— У нас сейчас 6 спальных мест, 3 комнаты, ребятишки делятся по возрасту и полу, — заведующая отделением Ольга Петровна Суханова показывает на двери в холле, в котором установлен специальный компьютер и игрушки. — Планируем расширение в следующем году до 9 мест. Одну девочку-отказника недавно забрали под опеку. На ее место приедет другая, из семьи. Ее попросили взять, так как в деревне очень сложно ухаживать, там нет ни педагогов, ни узких медицинских специалистов, а от райцентра далеко. Нет никаких условий, а хочется, чтобы ребенок развивался полноценно: к нам приходят школьные учителя, логопеды.

Рано подводить даже промежуточные итоги, говорят специалисты, дети только адаптировались к новым условиям. Но не надо быть врачом, чтобы заметить: ребятам такая реабилитация на пользу.

Владу было 4 года, когда его привезли, он не умел сам держать ложку. Сейчас мальчик ест сам, играет с детьми со второго этажа. Он очень общительный и проявляет интеллектуальные способности. Семилетняя Настя с диагнозом ДЦП на открытии отделения ездила в кресле. Теперь девочка ходит, хоть и со специальными ходунками: за четыре месяца малышку буквально поставили на ноги. Инструктор по ЛФК считает, что она скоро сможет ходить с тростью.

Как призналась Валентина Вобликова, открывать целое отделение для пяти человек, конечно, экономически невыгодно, но, когда речь идет о здоровье ребенка, разве деньги могут иметь какое-то значение? У каждого должен быть шанс на достойную жизнь.

Загрузка...