Впервые в иркутской православной церкви установили икону-витраж

Такое хрупкое, прозрачное и необыкновенно красивое изделие, как витражи, вызывает восхищение даже у атеистов и далеких от искусства людей.

Несколько дней назад витражи установили в Князе-Владимирском храме Иркутска, в предместье Рабочем. Это одна из красивейших церквей города, и сейчас там идет реконструкция. В России первую икону-витраж установили в Исаакиевском соборе Петербурга. Иисус, сквозь которого проходило солнце, как бы спускался к прихожанам во время служб, в остальные дни картина находилась за запертыми дверями царских врат. В иркутском Князе-Владимирском соборе стеклянного Иисуса — великого архиерея — установили в окне за южными дверями иконостаса.

Собственно, витраж — не дань моде, даже не желание подражать собору Исаакия. Дело в другом. По мнению автора проекта реставрации — заслуженного художника России Сергея Элояна, с помощью витражей удалось решить очень сложную задачу: в придел, где идет роспись, по-прежнему проникает солнечный свет, разноцветные витражи лишь облагораживают его. Использование дерева в корне поменяло бы освещение в этой части храма. Самое главное — соблюдены церковные каноны, изменился лишь материал.

Витражи в течение года создавали художницы Екатерины Илькова, Юлия Бардина и Ольга Судакова-Ильина. Каждый из двух витражей состоит из 9 частей, собранных стальными прутьями. По частям стеклянную икону доставили до места, там собрали и поместили в проем.

— Каждый кусочек мы выпиливали вручную, если необходимо, то обтачивали специальными инструментами, — рассказывает Екатерина Илькова. — А затем соединяли воедино. Для этого мы предложили использовать технику Тиффани: каждое стеклышко оборачиваем медной фольгой и затем спаиваем с другими.

Это довольно кропотливый способ соединения, зато в результате получаются легкие и прочные витражи. Само стекло не просто цветное — оно фактурное, с пузырьками и разводами.

Иллюстрации: 

Эскизы для витража-иконы в натуральную величину мастерицы рисовали на картоне, а затем вырезали по частям из стекла. Изучив особенности, решили комбинировать основную технику Тиффани со спеканием. Использовали спекание для создания лика и рук Иисуса, поэтому, если приглядеться к витражу, видно, что они слегка выступают над поверхностью стекла. Именно реалистичности и добивались художницы
Эскизы для витража-иконы в натуральную величину мастерицы рисовали на картоне, а затем вырезали по частям из стекла. Изучив особенности, решили комбинировать основную технику Тиффани со спеканием. Использовали спекание для создания лика и рук Иисуса, поэтому, если приглядеться к витражу, видно, что они слегка выступают над поверхностью стекла. Именно реалистичности и добивались художницы
baikalpress_id:  102 159