Впервые в Иркутске проходит выставка работ Михаила Шемякина и Эрнста Неизвестного

Более 60 известных и малознакомых работ Неизвестного и Шемякина — двух гениальных и когда-то запрещенных художников выставили в трех залах музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Скульптуры и графика — из собрания российского коллекционера и мецената Александра Шадрина. Все работы были приобретены им у самих авторов, его земляков, кстати. Некоторые картины в России выставляются впервые, хотя и датируются 70—80-ми годами прошлого века.

Неизвестный и Шемякин — оба эмигрировали в разные годы из России и прославились на весь мир своим нестандартным видением прекрасного. Творчество одного глава Советского Союза Хрущев называл «дегенеративным», другого и вовсе лечили в психиатрической больнице от неправильного взгляда на искусство. Но даже непростая судьба не помешала художникам донести свой дар через картины и скульптуры. У иркутян появилась возможность рассмотреть поближе загадочные, глубоко символичные и мифические работы Неизвестного и Шемякина.

— Из графики Михаила Шемякина посетители увидят работы, написанные в Париже и Нью-Йорке в период с 1975-го по 1994 год. В частности, это известные на весь мир картины «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Петрушки», «Метафизические рисунки». Кроме того, среди работ Шемякина в экспозиции представлены иллюстрации к стихам российского поэта-авангардиста и художника Алексея Хвостенко «Слон-на» и «Звери Святого Антония». Среди экспонатов — иллюстрации к стихам Владимира Высоцкого, созданные художником в память о своей дружбе со знаменитым поэтом и бардом, — рассказала Лидия Леонтьева, научный сотрудник выставочного отдела музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Стиль Шемякина сложно описать в двух словах, его картины надо увидеть, почувствовать, понять. Причем понимание, почему, к примеру, художник изобразил мифического зверя так, а не иначе, придет не сразу. Ужасные и отталкивающие своими многоликими образами, притягивающие загадочностью работы Шемякина напоминают гравюры Дали для Данте, и кубические портреты Пикассо, и метафизические картины итальянцев начала прошлого века, но все же они иные, особенные.

Работ Эрнста Неизвестного на выставке представлено значительно меньше, чем Шемякина. Это и графическое изображение масок, фантомов, и небольшие скульптуры в бронзе, в характерном для автора виде экспрессивных и пластичных человеческих тел. Распятый на кресте, весь состоящий из напряженных мускулов и боли страдалец, танцующий однорукий мужчина и застывший в неестественной позе, пытающийся найти неуловимое равновесие некто — все застыли в одном чувстве, движении, поиске.

Посмотреть уникальную выставку можно до 13 апреля по адресу: ул. Карла Маркса, 13, ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Стоимость билетов — от 70 до 200 рублей. Телефон для справок: (3952) 20-03-68.

Иллюстрации: 

Иркутяне увидят скульптуры из бронзы — «Распятие», «Равновесие», «Танец», «Скачок» (из цикла «Война — это»), а также картины, написанные тушью и выполненные в технике пастель. Скульптура и графика Эрнста Неизвестного в российских музеях не выставлялись более 15 лет. На фото — бронзовая скульптура «Равновесие» 1993 года
Иркутяне увидят скульптуры из бронзы — «Распятие», «Равновесие», «Танец», «Скачок» (из цикла «Война — это»), а также картины, написанные тушью и выполненные в технике пастель. Скульптура и графика Эрнста Неизвестного в российских музеях не выставлялись более 15 лет. На фото — бронзовая скульптура «Равновесие» 1993 года
На фото — картина из цикла «Карнавалы Санкт-Петербурга» 1981 года. Писатель Ален Боске сказал: «Шемякин относится к типу художников (подобных выпадает на поколение не больше двух-трех), которые уходят в легенду. Они так ошеломляют неистовством красок и чарованием форм, что не дают задуматься, в какой мере художник является еще и мыслителем». Работы Шемякина настолько сильно и целенаправленно взывают к эстетическому чувству, что зритель, который видит и по-своему разъясняет себе представленные формы, не склонен вдумываться в их какой-то глубинный, сакральный, идеалистический смысл
На фото — картина из цикла «Карнавалы Санкт-Петербурга» 1981 года. Писатель Ален Боске сказал: «Шемякин относится к типу художников (подобных выпадает на поколение не больше двух-трех), которые уходят в легенду. Они так ошеломляют неистовством красок и чарованием форм, что не дают задуматься, в какой мере художник является еще и мыслителем». Работы Шемякина настолько сильно и целенаправленно взывают к эстетическому чувству, что зритель, который видит и по-своему разъясняет себе представленные формы, не склонен вдумываться в их какой-то глубинный, сакральный, идеалистический смысл
baikalpress_id:  91 544
Загрузка...