Возвращаясь на родину

Иркутский ансамбль «Кривичи» душевными песнями покорили сердца белорусов на международном фестивале искусств в Минске

Белорусы из Сибири каждый год стараются посетить свою историческую родину, и в последнее их все чаще стали приглашать на официальные мероприятия. В этом году они выступили на II фестивале искусств белорусов мира, в том числе в Минске — на праздновании Дня города. Как рассказал солист ансамбля «Кривичи» Олег Рудаков, они были единственным коллективом, исполнявшим народные песни в оригинальном формате. Министерство культуры Республики Беларусь наградило общественную организацию «Кривичи» дипломом лауреата фестиваля и благодарностью за популяризацию белорусской культуры. 

Первые встречи

Международный фестиваль искусств белорусов зарубежья проводился в этом году во второй раз. Первый состоялся в 2011 году благодаря решению консультативного совета при министерстве культуры республики, на заседания которого регулярно приглашают и Олега Рудакова, участника иркутской общественной организации «Кривичи».

— Мы сделали заявку и поехали на фестиваль, стали лауреатами в номинации «Вокальный коллектив». Тогда было около 100 участников, в этом году уже намного больше, — говорит Олег Рудаков. — Мы выступали на заводе колесных тягачей недалеко от Минска, затем нам устроили экскурсию по предприятию.
На следующий день гостей принимала уже сцена Витебской областной филармонии.

 — Послушав наши песни, заместитель министра культуры Тадеуш Иванович Стружецкий поинтересовался, можно ли их послушать на диске. А у нас диска-то и не было. Но уже спустя пару месяцев после фестиваля мы записали первую пластинку, потом еще одну, а сейчас готовим третий альбом, — продемонстрировал аудиопродукцию с фото «Кривичей» на обложках Олег Рудаков.

Потом были концерты в Минской государственной филармонии, в Полоцке, Гродно и т. д.

Музыка рекой 

На фестиваль искусств в Минск съехалось 250 коллективов из 18 стран. «Кривичи» географически стали самыми восточными участниками, а самыми западными — аргентинские танцоры. Кроме вокальных и хореографических коллективов на мероприятие пригласили поэтов, писателей, художников и фотохудожников. Всех разделили на 5 групп, каждая выступала в предназначенном для нее зале. Вместе с «Кривичами» в автобус сели конкурсанты из Тюмени, Испании, Казахстана, Италии и оперная певица из Мексики. Олег отметил, что некоторых из них ведущие очень громко называли белорусскими: испанцы, итальянцы и аргентинцы практически не знали языка, большая часть номеров отражала совсем не белорусский колорит иностранцев.

— В испанском ансамбле есть только одна девушка, которая знала русский и белорусский немного, — вспоминает Олег. — Они исполняли зажигательные песни под кастаньеты и все же выучили песню по-белорусски. Пели ее, конечно, с жутким акцентом и в совсем непривычной аранжировке — песню просто было не узнать! Мексиканка — мигрант из Беларуси, у нее потрясающий оперный голос, мощный и красивый. Она пела разные арии — Кармен и другие.

Первый концерт «Кривичи» дали в городе Столбцы. Времени было достаточно, чтобы провести выступление в нужном интерактивном формате. Дело в том, что иркутяне выбирают для репертуара не просто песни. Они специально устраивают этнографические экспедиции в белорусские села в Приангарье и там отыскивают записанные бабушками и прабабушками народные песни. С каждой композицией связана история, за каждой из них стоят люди. Об этом иркутяне и рассказывают слушателям, выстраивая с ними живой диалог.

 — Публика была в основном деревенская, у нас получился хороший диалог с залом, — Олегу нравится общаться с аудиторией. — После подходили к нам пожилые женщины, говорили: вы спели песню, а у нас есть такая же, только чуть по-другому... Для них наша музыка жизненная.

Самым ответственным стало выступление в День города Минска. Вся столица Беларуси превратилась в один огромный фестиваль: бесконечные площадки, сцены, конкурсы, прилавки ярмарок… Участники фестиваля искусств белорусов зарубежья выступали на главной сцене перед Дворцом спорта.

— Мы очень волновались: одно дело деревенская публика, другое — сотни горожан, которые танцуют и веселятся под драйвовые мелодии других выступающих. Кроме того, я никогда не пел при таком количестве народа — волновался, как воспримет зритель наше творчество. «Кривичам» выпал жребий выступать предпоследними. Получилось все очень хорошо. Мы пели летнюю обрядовую балладу «На мураве» и рекрутскую «Не порой».

Народный отклик 

На финальном гала-концерте «Кривичам» вручили дипломы от министерства культуры. Но главная награда для исполнителей — это народное признание.

— После одного из концертов к нам подошла женщина, сказала: «Знаете, нашей деревни уже нет, а моя мама пела песню замечательную, купальскую, я нигде такую не слышала! Пожалуйста, запишите песню, дайте ей второе дыхание». Продиктовала слова и напела мелодию. Действительно, мелодия отличалась от других обрядовых песен, в исполнении ансамбля она вошла в один из дисков.

А в Минске на Дне города сибиряки познакомились с художницей-графиком, иркутянкой, которая вышла замуж за белоруса и уехала. Больше 20 лет женщина не была на родине и, когда услышала о том, что в Минск приезжают земляки, пришла на площадь и с 12 часов ждала их выступления. Баллады тронули ее до слез, пробудив гордость за большую родину.

 В начале октября «Кривичи» провели в деревне Тарнополь Балаганского района традиционный праздник Багач, посвященный окончанию уборки урожая. По старинной традиции белорусы наполняли большую чашу-багач зерном и ходили по хатам. Из самого багача во время обряда брали горсти зерна и кормили птиц. Считалось, что на зиму птицы улетают в Вырай-рай и передают весть о благополучии потомков их предкам. Все сопровождалось обрядовыми песнями и хороводами, танцами, а саму чашу оставили у самого уважаемого жителя деревни как запас до следующего урожая.

Коллектив «Кривичи» любят и у нас в Приангарье, и за рубежом: здесь они знакомят нас с белорусской культурой, а в Беларуси — с Сибирью, Байкалом и Иркутском.

Загрузка...