"Вопрос - ответ" от 10 апреля 2010

Записаться на консультацию к юристам Центра поддержки людей старшего возраста можно по телефону в Иркутске: 8 (395-2) 40-02-40. Письма присылайте по адресу: 664003, г. Иркутск, ул. Дзержинского, 11/4;  с пометкой «Воп­рос юристу».  Электронная почта: pulsar.irk@mail.ru или uzilka@ yandex.ru.

Почему я не получаю ЕДВ?

У меня пятеро детей, но я не могу получать ЕДВ, т. к. нет бумаги из Москвы. На пенсию я вышла в 48 лет, стажа в 35 лет у меня нет, но есть стаж в 24 года и плюс 15 лет за детей. Другие женщины получают ЕДВ, могу ли я тоже его получать? Полина Дмитриевна Мельничук, с. Бугульдейка Ольхонского района

На ваш вопрос отвечает Юлия Великасова, юрист-волонтёр Центра правовой поддержки людей старшего возраста:

— Чтобы наиболее полно ответить на ваш вопрос, специалисты центра связались с вами по телефону, указанному в письме. По вашим словам, все ваши дети уже являются совершеннолетними. Поэтому право на получение каких-либо пособий и выплат, связанных с многодетностью, отсутствует. Право на получение единовременной денежной выплаты (далее — ЕДВ) имеется у определённых категорий граждан, перечень которых установлен федеральным законодательством. При наличии определённых условий возможно получение федеральной или областной социальной доплаты к пенсии.

Поясним подробнее: в соответствии с федеральным законодательством право на единовременную денежную выплату имеют граждане РФ, постоянно проживающие на территории РФ, если они относятся к одной из льготных категорий лиц:

1)  ветераны;

2) члены семей инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;

3)  инвалиды;

4) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний и техногенных катастроф;

5) Герои Советского Союза, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей;

6) Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

Поскольку вы не относитесь ни к одной из перечисленных категорий, то право на получение ЕДВ у вас отсутствует.

Федеральным и областным законодательствами  также пре­ду­­с­мотрена социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам. Если вы являетесь неработающим пенсионером, то имеете право на получение данной доплаты (федеральной или областной) при соблюдении следующих условий.

В соответствии с ч. ч. 1, 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999, № 178-ФЗ, «О государственной социальной помощи» (далее — ФЗ № 178) общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (далее — ПМП). На 2019 год ПМП установлен в размере 8464 руб. в месяц на федеральном уровне и 8626 руб. в месяц на областном уровне.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Величина доплаты устанавливается такая, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения пенсионера с её учетом достигла величины регионального прожиточного минимума пенсионера.

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, если общая сумма материального обеспечения человека не достигает величины регионального прожиточного минимума пенсионера. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учётом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.

Таким образом, если общая сумма материального обеспечения пенсионера ниже величины регионального ПМП, который, в свою очередь, ниже федерального ПМП, пенсионеру установят федеральную социальную доплату. Если величина регионального ПМП превышает величину федерального ПМП, пенсионер получит региональную социальную доплату.

При назначении социальной доплаты к пенсии берётся в расчёт не среднедушевой доход пенсионера, а общая сумма его материального обеспечения, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ по месту его жительства.

В соответствии с ч. 2 ст. 12.1 ФЗ № 178 при подсчёте общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются следующие суммы:

1) пенсия,

1.1) срочная пенсионная выплата;

2) дополнительное материальное (социальное) обеспечение;

3) ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иные меры социальной поддержки (помощи), установленные законодательством субъекта Российской Федерации, в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При указанных обстоятельствах вы имеете право на назначение федеральной социальной доплаты к пенсии при условии, что являетесь неработающим пенсионером и общая сумма вашего материального обеспечения в месяц составляет менее 8464 руб.

Учитывается ли стаж бухгалтера как муниципального служащего?

Я​ ветеран труда. С 1972 года по 2005­й работала бухгалтером и главным бухгалтером в Икейском сельсовете и осталась в этой должности после его преобразования. Я считаю, что мой трудовой стаж можно приравнять к стажу муниципального служащего. Несколько раз устно обращалась к главе и юристам Икейской администрации, но получала отрицательный ответ. Скажите: возможны ли вообще назначение пенсии за выслугу лет и учёт трудового стажа как муниципального служащего при работе бухгалтером и главным бухгалтером? Анна Петровна Ермакова, с. Икей Тулунского района

На ваш вопрос отвечает Юлия Великасова, юрист­волонтёр Центра правовой поддержки людей старшего возраста:

— Включение работы в должности бухгалтера и главного бухгалтера в стаж муниципального служащего предусмотрено областным законодательством в определённых случаях, которые требуют документальной проверки и при наличии спора — установления в судебном порядке.

В соответствии с ч. ч. 1, 3, 4, ст. 25 Федерального закона от 02.03.2007, № 25­ФЗ, «О муниципальной службе в РФ» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на должностях муниципальной службы. Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачёта в него иных периодов трудовой деятельности устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно закону Иркутской области от 04.04.2008, № 3­оз, «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской и муниципальной службы Иркутской области для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским и муниципальным служащим Иркутской области» (далее — закон ИО № 3­оз), в стаж муниципальной службы включаются в том числе периоды службы (работы) в должностях руководителей, специалистов и служащих в поселковых и сельских советах народных депутатов (советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах.

Таким образом, для включения в стаж работы в качестве муниципального служащего необходимо установить, обладала ли ваша должность в качестве бухгалтера и главного бухгалтера признаками должности руководителя, специалиста или служащего Икейского сельского совета, Икейского внутримуниципального образования и Тулунского районо.

В соответствии с п. 1­4 Положения о централизованных бухгалтериях при исполкомах сельских, поселковых и городских (городов районного подчинения) советов народных депутатов, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 14.01.1971, № 34, централизованные бухгалтерии при исполкомах сельских и поселковых советов народных депутатов организуются для ведения учёта исполнения доходов и расходов бюджета и смет расходов учреждений, состоящих на сельских и поселковых бюджетах. Данные бухгалтерии организуются соответствующими исполкомами за счёт общей численности и фонда заработной платы работников учреждений, состоящих на бюджете района. Централизованные бухгалтерии возглавляются главным бухгалтером. Главный бухгалтер централизованной бухгалтерии назначается и освобождается от должности исполкомом сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) совета народных депутатов по согласованию с главным бухгалтером финансового отдела исполкома районного (городского) совета народных депутатов.

Таким образом, необходимо документально установить, подчинялись ли бухгалтерия и централизованная бухгалтерия, в которых вы работали, непосредственно председателям данных муниципальных образований, обладали ли бухгалтерии признаками юридического лица или являлись структурными подразделениями сельского совета, внутримуниципального образования или районо, были ли включены должности бухгалтера (главного бухгалтера) в штатное расписание органов исполнительной власти, каково было содержание должностных инструкций работника.

Говоря иными словами, необходимо установить факт, относилась ли централизованная бухгалтерия, бухгалтерия, в которых вы работали, к органам местного самоуправления.

Согласно сложившейся судебной практике различных регионов РФ и Верховного суда РФ, положительное решение вопроса зависит от указанных обстоятельств.