Водная магистраль Сибири

Исторический триптих «Человек. Вода. История» завершился книгой об Ангаре

Доктор исторических наук, профессор Станислав Гольдфарб своей книгой «Ангара-река» завершил исторический триптих «Человек. Вода. История», посвященный крупнейшим водным артериям Сибири. Ранее вышли книги об озере Байкал и реке Лене. Информацию для проекта Станислав Гольдфарб собирал несколько десятков лет во время историко-этнографических экспедиций, в музеях и архивах. Неудивительно, что выход каждой книги стал настоящим событием.

В предисловии к книге «Ангара-река» доктор географических наук, профессор Леонид Корытный напоминает, что реки сыграли огромную роль в русском освоении Сибири и Дальнего Востока в XVII—XIX веках и в дальнейшем экономическом развитии этого региона:

«В исторической общественной роли водного фактора для Ангаро-Енисейского региона было выделено четыре этапа.

1-й этап. XVII — середина XVIII вв. Русская колонизация таежной зоны с созданием опорных городов — острогов (Енисейск, Илимск, Иркутск) и развитием долинно-пойменного расселения по крупнейшим рекам — Енисею, Ангаре, Лене и их главным притокам… Причем освоение шло с севера, от устьев крупнейших рек.

2-й этап. Середина XVIII в. — 20-е годы XX в. Рост транспортно-распределительных центров на перекрестках водных и судоходных путей в связи с земледельческим освоением лесостепной полосы, проведением здесь Московского тракта и Транссибирской железнодорожной магистрали…

3-й этап. 20-е — середина 50-х годов XX в. Рост промышленных центров на пересечении железными дорогами рек — надежных источников водоснабжения и лесосплавных путей…

4-й этап. Середина 50-х — 80-е годы. Формирование системы Ангаро-Енисейских территориально-производственных комплексов — Иркутско-Черемховского, Центрально-Красноярского, Братско-Усть-Илимского и Саянского — в связи с крупным гидроэнергостроительством на Ангаре и Енисее…

Особую роль в освоении и развитии Восточной Сибири сыграла Ангара. Эта река относится к уникальным хотя бы потому, что берет начало с самого глубокого пресного водоема планеты и имеет самую высокую в мире естественную зарегулированность речного стока (что дало возможность построить здесь самый эффективный в мире каскад крупнейших ГЭС).

Но и в историческом аспекте значение Ангары огромно, она стала крупнейшей цивилизационной магистралью огромного региона.

Это прекрасно показано в этой книге С.И. Гольдфарба об Ангаре, завершающей трилогию о крупнейших водных объектах Иркутской области. Как и в предыдущих книгах, о Байкале и Лене, он неторопливо и тщательно раскрывает перед нами все вехи и стороны историко-освоенческого процесса Приангарья, можно сказать, «нанизанного» на Ангару. Вполне уместны здесь и квалифицированные сведения о гидрологических особенностях реки — структуре речной сети, предпосылках опасных стихийных явлений, многочисленных порогах и т. п., во многом определяющих пути освоения этой территории».

Иллюстрации: 

Книга «Ангара-река» завершила истори- ческий триптих «Человек. Вода. История», который создавался в течение четверти века.
Книга «Ангара-река» завершила истори- ческий триптих «Человек. Вода. История», который создавался в течение четверти века.