Водителей чадящих машин штрафуют и лишают номеров

Каждый год с наступлением тепла на улицы Иркутска выходят инспекторы ГИБДД с необычными приборами — дымомером и газоанализатором.

Приборы могут работать только при определенной плюсовой температуре, поэтому анализ отработавших автомобильных газов производится в нашем регионе с мая по октябрь. На прошлой неделе на конечной остановке Синюшиной Горы состоялась первая проверка. Вместе с инспекторами автомобили проверяла и Валентина Сафонова, главный специалист отдела экологической безопасности и контроля комитета городского обустройства администрации г. Иркутска.

На проверку дымности и токсичности выхлопных газов специалисты выезжают раз в неделю, за раз проверяют около 40 машин. 70—80% не проходят поверку на дымность. По токсичности процент гораздо ниже — около 20.

Более 70% городского общественного транспорта — это маршрутные такси. Именно маршрутки чаще всего грешат повышенной токсичностью выхлопных газов и попадают под пристальное внимание проверяющих.

Чтобы не происходило утечки информации, места предстоящих рейдов оговариваются с ГИБДД буквально за час до начала. У водителей четко работает система оповещения, и, если кто-то из них будет предупрежден, на пустынной остановке дежурить бесполезно — мимо проезжают лишь редкие автомобили, следующие издалека.

Первый остановленный грузовик — и первое же нарушение. Сотрудник ГИБДД просит водителя поддать газу, подносит дымомер к выхлопной трубе — показатели повышены.

— Я сегодня заправился летней соляркой на Рабочего Штаба, — начинает оправдываться водитель. — Так и знал, что с ней что-то не то, зимняя была еще более-менее.

— Мы эту заправку проверяли, — сразу же вспомнила Валентина Сафонова. — Ее владельцы не смогли представить никакой разрешительной документации. Более того, качество топлива у них не соответствует требованиям ГОСТа. Сейчас в суде находятся документы на приостановление деятельности заправки. Информация об этом есть на сайте администрации Иркутска.

Машины, которые остановили сотрудники ГИБДД, принадлежат двум крупным организациям, которые обязаны вести контроль токсичности и дымности, поскольку у них очень большое количество автотранспорта. За выпуск на линию коптящих машин автоинспекторы имеют полное право привлечь к административной ответственности транспортное предприятие.

— Замеряются два показателя — объемная доля угарного газа и углеводородов, — объясняет Валентина Сафонова. — Даже если один из показателей будет превышен, составляется протокол об административном нарушении и такой автомобиль считается технически неисправным и не подлежит дальнейшей эксплуатации.

Если содержимое выхлопной трубы не укладывается в нормативы ГОСТа, машина лишается номеров и ее можно только направить до гаража или места стоянки.

После того как водитель устранит неполадку, ему предстоит пройти еще один контрольный замер. Если показатели будут в порядке, сотрудники ГИБДД отдадут номера. И в любом случае водителю придется заплатить штраф в размере 500 рублей.

Самые строгие нормы (0,5% угарного газа и полное отсутствие углеводородов) применяются к машинам, которые были выпущены после 2007 года. Топливная система у этих автомобилей, как правило, оснащена системой нейтрализации отработавших газов.

Зачастую причиной того, что отработанные газы не соответствует нормам, является именно неважное качество топлива, на котором пытаются сэкономить водители. Кроме того, чтобы не вредить окружающей среде и не иметь проблем с ГИБДД и техническим состоянием своей машины, необходимо вовремя менять топливный, масляный и воздушный фильтры, заправляться на крупных АЗС, элементарно следить за автомобилем. Тогда показатели дымности и токсичности будут в норме.

Уже сейчас выявился ряд АЗС, которые реализуют топливо, не соответствующее нормативам. Рейды по заправкам будут проводиться во втором полугодии. Проверки проведут сотрудники Западно-Байкальской природоохранной прокуратуры.

— Раньше индекс загрязнения атмосферы у нас в городе был очень высокий, — говорит Валентина Сафонова. — Сейчас он существенно упал. Не могу сказать, что на ситуацию влияют только наши рейды. Дело в том, что у нас закрываются котельные и предприятия. Все это в комплексе приводит к тому, что качество атмосферного воздуха в Иркутске улучшается.

Иллюстрации: 

Водители винят во всем АЗС, но зачастую они вполне осознают, что заправляются некачественным топливом.
Водители винят во всем АЗС, но зачастую они вполне осознают, что заправляются некачественным топливом.
baikalpress_id:  94 755