Вода, вода, кругом вода

Фотовыставка о взаимосвязи человека и стихии проходит в Иркутском художественном музее

В работах американо-итальянского фотохудожника с мировым именем Джона Пеппера нет ничего скандального: ни обнаженной натуры, ни шокирующих сцен насилия — ничего такого, чтобы могло бы вызвать возмущение, отторжение или протест. Тем не менее открытая в областном художественном музее экспозиция «Испарения» вызвала большой резонанс. По словам одних местных критиков, любой иркутский фотохудожник сможет снять «не хуже», другие называют работы итальянца гениальными. По мнению обозревателя «Пятницы», развернувшаяся дискуссия говорит о том, что выставка Пеппера — явление действительно незаурядное и было бы гораздо хуже, если бы «Испарения» прошли незамеченными.

Итак, экспозиция называется «Испарения» — в оригинале Evaporations. Это буквальный перевод с английского, который, как мне кажется, совершенно не отражает авторской мысли. Проблема в том, что слово «испарения» в русском языке четко ассоциируется с чем-то нездоровым и дурно пахнущим. Недаром его синонимом является слово «миазмы». В английском языке Evaporations означает физический процесс испарения воды, парообразование, выпаривание. Именно это переходное состояние является ключом к пониманию творческого замысла художника.

Связующим элементом для всех работ этой серии является вода. Вода во всех формах и проявлениях: море, облака, пар, капли росы, ледяная поверхность катка, недопитая бутылка газировки и даже лужа. Везде — вода, которая постоянно циркулирует, меняет форму, твердеет, испаряется, и так до бесконечности! И люди — часть этого бесконечного круговорота, ведь мы тоже на 70 процентов состоим из воды.

Эта мысль о единстве человека и стихии в работах художника проявлена очень четко.

Все люди, кем бы они ни были, нищими или богачами, в какой бы стране ни жили, приходят в этот мир из воды и уходят в воду. Распадаются после смерти на молекулы, которые снова включаются в круговорот. В каждом из нас множество прожитых жизней, и мы тоже станем их частью.

Фотографии серии были сделаны в разных странах, в том числе и в России, но сам художник считает, что это совершенно неважно, потому что его работы вне географических координат. Это принципиальная позиция. Любые узнаваемые детали, будь то статуя Свободы в Нью-Йорке или набережная Женевского озера, на фотографиях Пеппера выглядят серо и буднично, словно никакие не достопримечательности. По этой же причине у работ нет названий и дат.

Почти на каждой фотографии присутствуют люди. Но никогда крупным планом, всегда издали. Вот играющий в мяч мальчик, мужчина на велосипеде, парень за стойкой бара, рыбак, компания на пикнике, бродяга с собакой. Мы не видим их эмоций, они словно тени или отражения в мутном стекле. Создается ощущение, что они попали в кадр случайно.

Джон Пеппер говорит, что именно такого эффекта он добивался. По его признанию, почти все работы серии были сняты рано утром, когда на улице почти никого нет. Он бродит по городу без специальной цели и плана, полностью освободив рассудок и открыв дорогу подсознанию. «Я никогда не ищу сюжеты, они сами находят меня» — так определяет свой художественный метод художник.

И именно эта случайность производит сильнейшее эмоциональное воздействие. Потому что они заставляют думать не о раскадровке (хотя с точки зрения композиции все работы Пеппера безупречны) и не о выразительности деталей, а о бренности человеческого существования, одиночестве, жизни и смерти.

  • Цена вопроса

Выставка «Испарения» работает до 6 сентября в главном здании Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева по адресу: улица Ленина, 5. Цена билета: взрослые — 100 рублей, пенсионеры и ветераны — 70, учащиеся — 50, дошкольники — 10.

Джон Пеппер работает исключительно в жанре черно-белой фотографии. Он считает, что цветное изображение отвечает на вопросы, а черно-белое — задает их. «Это моя палитра и мой выбор», — говорит художник
Джон Пеппер работает исключительно в жанре черно-белой фотографии. Он считает, что цветное изображение отвечает на вопросы, а черно-белое — задает их. «Это моя палитра и мой выбор», — говорит художник
Джон Рэндольф Пеппер — итальянский фотограф, режиссер театра и кино, сценарист. Пеппер окончил Принстонский университет по специальности «История искусств», а затем стал стипендиатом Американского института киноискусства  в Лос-Анджелесе. Выставки Пеппера регулярно проходят в Италии, Франции, России и США
Джон Рэндольф Пеппер — итальянский фотограф, режиссер театра и кино, сценарист. Пеппер окончил Принстонский университет по специальности «История искусств», а затем стал стипендиатом Американского института киноискусства в Лос-Анджелесе. Выставки Пеппера регулярно проходят в Италии, Франции, России и США
Комментарии

Нажмите "Отправить". В раcкрывшейся форме введите свое имя, нажмите "Войти". Вы представились сайту. Можете представиться через свои аккаунты в соцсетях. После этого пишите комментарий и снова жмите "Отправить" .

Система комментирования SigComments