Владимир Хандыга: на БАМе с первого колышка

Газета «СМ Номер один» и Восточно-Сибирская железная дорога — филиал ОАО РЖД — начинают проект, посвященный 40-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

БАМ — это уникальный проект, масштаб которого, возможно, никогда уже не будет повторен. Это стройка, на которой плечом к плечу работали люди разных национальностей, на деле доказывая справедливость лозунга о единстве разных народов. Это огромный коллектив, где понятия «дружба», «уважение», «взаимовыручка» получили новое наполнение. Это — новые города и станции, выросшие среди вековой тайги. Это — романтика и обязательно любовь. И, наконец, это магистраль, всю стратегическую важность которой мы осознали только сейчас.

Газета «Советская молодежь» (предшественница «СМ Номер один») много лет рассказывала о бамовцах. Выходил даже бамовский выпуск молодежных газет тех регионов, где проходила магистраль. «СМ Номер один» продолжает эстафету. В течение этого года мы будем рассказывать о людях, чьи судьбы оказались неразрывно связанными с БАМом. Как сложилась их судьба, какие воспоминания они сохранили о магистрали? Следите за нашими публикациями.

Владимир Павлович Хандыга окончил железнодорожный техникум и в 1951 году был направлен на Восточно-Сибирскую железную дорогу. Где только ему не доводилось работать: Тулунский, Нижнеудинский, Куйтунский районы, Тайшет. В 1971 году он был назначен первым секретарем Казачинско-Ленского райкома партии.

Населения в то время в этом таежном уголке Иркутской области было немного. В летнее время от селения к селению передвигались исключительно на лодках, а зимой по зимнику. Размеренная и тихая жизнь жителей района резко изменилась спустя три года, когда стало известно о строительстве БАМа.

— В конце мая на берегу реки Окукихты у нас высадился первый десант. Двадцать человек во главе с бригадиром Геннадием Комаристовым начали ставить палаточный городок, обустраивать столовую. А через месяц к нам на вертолетах были доставлены первые отряды строителей БАМа — всего 208 человек. Это были комсомольцы со всей нашей области, от Тайшета до Слюдянки.

Как только ребята обустроились на новом месте, было проведено собрание, на котором было решено назвать первое бамовское поселение Магистральным. Так началось строительство пути. Спустя время сюда прибыли еще две группы строителей и в районе появилось два новых населенных пункта — Улькан и Кунерма. Их разместили в приспособленных зданиях, клубе, школе, амбарах. Всю работу по размещению, строительству жилья и социальных объектов для первопроходцев БАМа выполнял Владимир Хандыга.

Первоочередная задача, стоявшая перед ним, — до холодов построить временное теплое жилье для ребят.

В этом ему большую помощь оказали речники, которые доставляли в Казачинское щитовые дома. Кирпич для печек доставляли на вертолетах. На 50 гектарах поля, где раньше сеяли зерновые культуры для скота, появилась первая улица Магистрального — улица Энтузиастов.

Трудовую жизнь молодежи разбавляли приезды отечественных звезд. Одной из первых в бамовский поселок прибыла Валентина Толкунова. Певица провела концерт в Магистральном, а затем на лодке ее доставили в Казачинское, где ее также ожидали поклонники. Затем в таежном районе побывало еще немало звезд: Владимир Винокур, Лев Лещенко, Геннадий Хазанов...

— Спустя многие годы Лев Лещенко приезжал с концертом в Иркутск. И мы с ним встретились случайно. Он меня узнал, мы обнялись, вспомнили нашу прошлую встречу, и он мне сказал: «А ведь я тоже считаю себя бамовцем!»

Как и водится среди молодежи, одна за другой начались свадьбы. Первую сыграли еще в палаточном городке. Молодых на вертолете доставили в Казачинское на регистрацию. Росли и поселки. Появились школы, детские сады, больница, поликлиника, магазины. В 1987 году прибыл первый поезд, и все самое необходимое стали доставлять железнодорожным транспортом.

— Все тогда жили дружно. И самое главное — не было никакого криминала. Когда только все начиналось, ребята, уходя на работу, оставляли палатки открытыми. И никто ничего не трогал. За все время строительства БАМа у нас ни разу не было кражи.

За свою работу на Байкало-Амурской магистрали железнодорожник получил орден Дружбы Народов, два знака почета, юбилейные медали…

— С БАМом связана моя основная трудовая деятельность. Я начал с первого колышка и сдал БАМ в постоянную эксплуатацию. Поэтому считаю Казачинское своей второй родиной. Несмотря на то что уже давно живу в Иркутске, я всегда слежу за тем, как меняется район и развиваются Российские железные дороги. Считаю, что у БАМа сейчас большие перспективы.

baikalpress_id:  93 381