Виталий Балтаев: «Стремиться к познанию мира»

Шаманы должны осознать, что они отвечают за свои поступки

Накануне Нового года корреспондент «Окружной правды» встретился с шаманом Виталием Балтаевым. Беседа шла о традиционной религии народа, который издавна проживает на территории современной Иркутской области.

Сознание и образ мысли

— Виталий Александрович, во что верят буряты?

— Для начала нам необходимо разобраться в определениях. Шаманство — это языческий культ поклонения идолам и тотемам, который распространен практически во всех культурах. Шаманизм произошел от слова «саман», которое на эвенкийском языке означает «исступленный». Религия монгольского и центрально-азиатского мира, а значит, и нас с вами — это тенгрианство. Это понятие происходит от слова «тенгри», что означает «небо». То есть тенгрианство — поклонение Вечному Синему Небу, где Отец — Небо, а Мать — Земля. Тенгрианство — это не религия, а сознание и образ жизни, которые впитаны бурятами с молоком матери.

— Сейчас интерес к древним практикам возрос. Можно ли где-то подробнее изучить основы тенгрианства?

— По шаманизму проводились исследования, которые представлены в научных работах, но по тенгрианству таких работ мало. Конечно, я не могу сказать, что эта тема совсем не изучена, но среди современных авторов нет глубоких научных исследований изнутри. И это большая проблема. Из-за этого многие нынешние шаманы не знают, зачем, почему и как проводить те или иные обряды, откуда они берут истоки, причины действий и их последствия. Естественно, невозможно все знать. Я тоже не все знаю, но мне и нам всем нужно стремиться к познанию мира и жизни.

Без права на ошибки

— Но раз знания шаманов неполные, имеют ли они право ошибаться?

— Все имеют право на ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Не зная той внутренней сути, о которой мы говорили выше, шаманы используют не до конца осмысленные методики и практики и тем самым допускают ошибки. Необходимо знать, что существуют Вечное Синее Небо, 99 тенгриев, 13 хатов, эжины, заяны и другие духи. Не все до конца осознают эту иерархию, а отсюда непонимание, кто именно и что должен делать. Мы — северная часть монгольского мира, и наше тенгрианство северное, очень сложное, многобожественное, с разветвленной иерархией. Этот пантеон божеств и духов четко описан в бурятском героическом эпосе «Абай Гэсэр». Шаманы должны учиться друг у друга. Я готов слушать и перенимать опыт. Каждый шаман должен отвечать за проведенный им обряд. А у нас что сегодня происходит? Один смотрит, другой обряд делает, третий переделывает. Такого не должно быть! Шаман — боо — должен нести ответственность за свои действия, за судьбы и здоровье людей. За свои ошибки мы будем отвечать и перед людьми, и перед высшими силами.

Множество ипостасей

— Виталий Александрович, но есть же такая позиция: я видел, как делал мой отец, и я так буду делать…

— Это не совсем верное мнение. У многих людей потеряна связь со своими предками и духами. Это произошло не в советские годы, как принято думать, а началось еще раньше, в XIX веке. За многие годы роль шамана была принижена. В древние времена боо был главным носителем традиций и устоев своего народа: занимался педагогикой, духовно-нравственным и культурным воспитанием, был экологом, медиком, валеологом, климатологом, фольклористом и даже основателем моды. Ведь изначально иркутские буряты были охотниками. Скотоводами и земледельцами они стали значительно позже. Для того чтобы в лесу в зимнее время было удобно охотиться, у западных бурят был короткий, а не длинный дэгэл (зимний халат. — Прим. ред.). С тех пор это и пошло. А подсказал об удобстве одежды, конечно же, самый уважаемый человек рода.

Настало время восстановить утраченную связь с предками. Родовой обряд — это восстановление связи между предками и потомками. И только тогда эта связь начнет работать, предки-духи станут помогать своим потомкам. Человек пришел в этот мир быть счастливым, и проведение обрядов способствует этому.

Найти своего шамана

— Что необходимо, чтобы обратиться к предкам?

— Нужно захотеть обратиться к предкам, знать свой род и свою родословную. Как вы молитесь, как вы к этому относитесь, ваш внутренний посыл, ваше обращение к предкам, ваша вера — это все важно. Если у вас нет родового шамана, то нужно найти того, кто сможет объяснить, зачем вам нужен тот или иной обряд, и поможет провести его.

— Как найти своего шамана?

— Любая деятельность человека, которая связана с властью и деньгами, является причиной появления подделки, контрафакта и шарлатанства, лжепророков, непонятных лидеров и сектантов. Среди тех, кто практикует, иногда попадаются такие, которые не могут объяснить людям, например, что такое родовой обряд. Посвятиться в шаманы — это не самоцель, а предназначение своей избранности. Быть шаманом — это наложение на себя ответственности. Кому дано больше, с того и спрос будет больше. Один из моих принципов — не только оказание помощи, но и вольно или невольно не навредить себе и людям. Боо — посредник между людьми и духами. Он не вправе требовать оплату за свою работу. Шаман должен принимать только то, что ему дают в благодарность сами люди. Это основа, это аксиома, которой должны придерживаться все. Люди со временем сами разберутся, к кому стоит идти, а кого обойти стороной. Нужно не только прислушиваться к отзывам своих близких о тех или иных шаманах, но и анализировать самостоятельно.

— Виталий Александрович, накануне Нового года что вы пожелаете читателям?

— От себя лично и от местной религиозной организации шаманов «Байкал» поздравляю всех читателей «Окружной правды» и жителей округа и Иркутской области с Новым годом! В этом году хочу пожелать всем восстановить свою связь с предками, найти своего боо и быть в ладу с самим собой, а также осознать, что мы являемся обладателями уникальной истории и культуры нашего народа. Выражаю надежду, что мы встретимся с вами во время Сагаалгана, который наступит 9 февраля 2016 года.

Иллюстрации: 

Виталий Балтаев: «Шаманы должны учиться друг у друга, перенимать опыт. Мы — северная часть монгольского мира, и наше тенгрианство северное, очень сложное, многобожественное, с разветвленной иерархией»
Виталий Балтаев: «Шаманы должны учиться друг у друга, перенимать опыт. Мы — северная часть монгольского мира, и наше тенгрианство северное, очень сложное, многобожественное, с разветвленной иерархией»
Во время обряда шаман становится посредником между мирами людей и духов
Во время обряда шаман становится посредником между мирами людей и духов