В Усолье-Сибирском работает система безналичной оплаты проезда для льготников

Года два назад «Пятница» проводила опрос среди иркутян, какой вид транспорта они предпочитают, и в фаворе у нас оказались маршрутки и автобусы.

А вот усольчане чаще всего ездят на трамваях, которые могут доставить в любую точку города за 16 рублей. Кому-то эта сумма покажется накладной, но для тех, кто действительно нуждается, есть льготы. И если раньше льготникам приходилось носить с собой целый пакет документов, теперь они могут ограничиться одной универсальной картой (УЭК), так как Усолье-Сибирское стало пилотной территорией по реализации транспортного проекта. О том, как проходит эта реформа в Электроавтотрансе и как к ней относятся горожане, читайте сегодня в «Пятнице».

Для тех, кто еще не слышал об универсальной электронной карте, сделаем небольшое отступление. Проект по внедрению карт заработал в 2013 году под контролем Министерства экономического развития РФ. Это вклад в будущее, новый формат документов — в пластиковой карте содержится чип, на который записаны идентификационные данные человека, напечатанные еще и на обратной ее стороне: номер пенсионного страхования (СНИЛС), полис обязательного медицинского страхования и т. д. УЭК можно использовать как электронный кошелек и пополнять с ее помощью баланс мобильного телефона через банкомат, или оплачивать услуги ЖКХ, или, как в Усолье, платить за проезд в муниципальном транспорте: трамваях и автобусах.

— Система УЭК в Усолье начала внедряться с февраля этого года по инициативе нашего предприятия, — рассказывает Ирина Пухличенко, заместитель директора МУП ПО «Электроавтотранс». — Теперь льготникам в транспорте не нужно ни контролеру, ни кондуктору показывать вместе с безымянным проездным свое удостоверение. На универсальной карте есть фотография человека, его имярек, так что использовать чужой проездной уже не получится. Мы решили внедрить проект еще и потому, что раньше в конце месяца в пунктах продажи образовывались огромные очереди: люди приходили купить проездной с кипой документов, при этом забывали какую-нибудь справку, и приходилось возвращаться. Сейчас у наших пассажиров стало меньше хлопот, ведь карта оформляется на 5 лет.

Чтобы получить УЭК, кстати, совершенно бесплатно, необходимо подать заявление в пункте продажи проездных билетов. Там же сфотографироваться и представить документы, удостоверяющие личность и наличие льготы.

Пока карты выдаются только льготным категориям граждан: ветеранам труда, труженикам тыла, инвалидам I, II, III групп, участникам Великой Отечественной войны и боевых действий, реабилитированным. Среди усольчан 5500 человек оформили заявку на УЭК, и больше половины из них уже получили их.

— Карты изготавливаются в Москве, потом они приходят в Иркутск, где в них программируют транспортное приложение, затем поступают в Сбербанк и снова дополняются специальными программами. Тем, кто пока не подал заявление на получение карты или кто ждет выпуска, будет выдана временная. Стоимость электронного социального проездного билета осталась прежней — 150 рублей. Пластиковый проездной, как и прежде, предъявляется кондуктору, количество поездок в месяц не ограничено, то есть для льготной категории граждан существенных изменений не произошло, — уверяет Ирина Пухличенко.

Чтобы узнать, как оценили универсальную карту усольчане, репортерская группа «Пятницы» проехала на трамвае до центра города и поинтересовалась мнением кондукторов и пассажиров.

— Я не скажу, что стало проще работать, пока все в замедленном режиме происходит: пассажир дает карту, я прикладываю ее к терминалу, тот считывает информацию и выдает билет. Руками я быстрее рассчитываю. Но пассажиры, конечно, выигрывают: им не нужно с собой возить паспорт, удостоверение, — говорит кондуктор трамвая Татьяна.

— Я думал, что новый проездной облегчит жизнь и нам, и кондукторам. Но пока такого не наблюдаю. Как летом они будут справляться? Все же на дачи поедут, народу в вагонах будет тьма. Как кондуктору ко всем пробиться? Раньше мы просто показывали проездные со своих мест — кто где стоял или сидел, а теперь-то их нужно прикладывать к машинке, — высказывает озабоченность пассажир Евгений Николаевич.

Далеко не все разделяют такие опасения. Наверное, людям, особенно пожилым, нужно какое-то время, чтобы привыкнуть к картам, понять их преимущества. Несмотря на то что в Усолье несколько месяцев проводили большую подготовительную работу среди населения: рекламные щиты, брошюры, ролики на радио и телевидении рассказывали про УЭК — горожане до сих пор относятся к нововведению с недоверием. Например, одна бабушка в трамвае сердито прокомментировала новую систему, сказала, что ей приходится показывать контролеру не только саму карту, но и чек — билет, выдаваемый кондуктором. Зато другая пассажирка — ветеран труда, напротив, довольна УЭК. Она вспоминает, как в прошлом году потеряла часть документов, необходимых для льготного проезда, а теперь они ей в транспорте не нужны.

— Пройдет несколько месяцев, и все привыкнут, уже не будут видеть минусы. Так ведь всегда с реформами бывает, — убеждена кассир в пункте продажи проездных Валентина Анимова. — И нам время нужно, чтобы отладить работу. Некоторые получают универсальные карты и кладут на них деньги в первом попавшемся банкомате, садятся в автобус, а у них на счету пусто. Все потому, что пока в Усолье только один банкомат имеет строку «транспортные расходы», туда-то и надо класть 150 рублей, иначе деньги остаются на карте. Их можно потратить, но не на проезд. Идет работа по программированию банкоматов. Говорят, скоро во всех будет необходимая строка.

Пока Сбербанк обновляет банкоматы, пополнять баланс карт можно в трех пунктах продажи проездных билетов. Если усольчанин уезжает на какое-то время из города, ему не нужно урывать из бюджета ежемесячную плату для УЭК, лишь по возвращении не забыть положить деньги на карту. Как отмечают в правительстве Иркутской области, реализация проекта «Транспортная карта» позволит создать прозрачную систему учета поездок льготников и возмещения затрат на обеспечение их проезда, повысит контроль над расходованием бюджетных средств. Следующими участниками проекта станут Ангарск, Усть-Илимск, Братск, Шелехов и Зима.

  • Система «Транспортная карта» уже работает в Москве, Екатеринбурге, Астрахани, Омске. Универсальная электронная карта выдается гражданам бесплатно, кроме того, не взимается плата за ее обслуживание. В Иркутской области на УЭК подали заявления 12,5 тысячи граждан. Действует 27 пунктов приема заявлений на ее получение, по этому показателю Иркутская область входит в десятку регионов с наибольшим количеством пунктов.

Иллюстрации: 

Так выглядит универсальная электронная карта. Ее возможности обеспечивают электронный доступ к государственным и коммерческим услугам в области: медицинской помощи, социальному обеспечению, транспорту, налогообложению, оплате пошлин и штрафов и т. п. При этом разработчики УЭК потратили немало сил, чтобы защитить ее владельцев от мошенников. Как и в случае с кредитной картой, здесь есть пин-код, который не стоит носить рядом с УЭК
Так выглядит универсальная электронная карта. Ее возможности обеспечивают электронный доступ к государственным и коммерческим услугам в области: медицинской помощи, социальному обеспечению, транспорту, налогообложению, оплате пошлин и штрафов и т. п. При этом разработчики УЭК потратили немало сил, чтобы защитить ее владельцев от мошенников. Как и в случае с кредитной картой, здесь есть пин-код, который не стоит носить рядом с УЭК
Татьяна, кондуктор трамвая 3-го маршрута, «пробивает билет» — так это называлось раньше. Современные терминалы (30 таких стоят 750 тысяч рублей) считывают информацию с УЭК и выдают чек, на котором есть информация, что пассажир воспользовался услугами МУП ПО «Электроавтотранс» и заплатил не наличными, а картой
Татьяна, кондуктор трамвая 3-го маршрута, «пробивает билет» — так это называлось раньше. Современные терминалы (30 таких стоят 750 тысяч рублей) считывают информацию с УЭК и выдают чек, на котором есть информация, что пассажир воспользовался услугами МУП ПО «Электроавтотранс» и заплатил не наличными, а картой
«Я часто видела,  как пассажиры пользовались чужими льготными проездными. Новые карты помогут выявить мошенников и принесут в бюджет города хоть какую-то копеечку. Так что я за нововведение. К тому же прежние проездные были  из бумаги, мялись, рвались. Эти карточки пластиковые. С ними такого не случится», — говорит усольчанка Анна
«Я часто видела, как пассажиры пользовались чужими льготными проездными. Новые карты помогут выявить мошенников и принесут в бюджет города хоть какую-то копеечку. Так что я за нововведение. К тому же прежние проездные были из бумаги, мялись, рвались. Эти карточки пластиковые. С ними такого не случится», — говорит усольчанка Анна
В пункте выдачи проездных билетов всегда многолюдно, сюда обращаются со всеми вопросами по УЭК.  «Мы работаем с 7 утра  до 7 вечера, без выходных. Чтобы пополнить счет в пункте продажи, с собой нужно принести кроме УЭК справку-распоряжение от министерства социального развития,  в котором определяется категория льготы», — говорит Валентина Анимова, кассир в пункте продажи проездных
В пункте выдачи проездных билетов всегда многолюдно, сюда обращаются со всеми вопросами по УЭК. «Мы работаем с 7 утра до 7 вечера, без выходных. Чтобы пополнить счет в пункте продажи, с собой нужно принести кроме УЭК справку-распоряжение от министерства социального развития, в котором определяется категория льготы», — говорит Валентина Анимова, кассир в пункте продажи проездных
Заместитель директора МУП ПО «Электроавтотранс» Ирина Пухличенко: «Мы закупили терминалы, загрузили в них специальные программы, обучили кондукторов... Реализация проекта обошлась почти в миллион рублей,  но это еще не итоговая цена. В перспективе работа с другими категориями пассажиров. В первую очередь пенсионеры, школьники.  Но сначала нужно отработать процесс, распространить банкоматы  с необходимыми программами для пополнения баланса транспортных расходов, например»
Заместитель директора МУП ПО «Электроавтотранс» Ирина Пухличенко: «Мы закупили терминалы, загрузили в них специальные программы, обучили кондукторов... Реализация проекта обошлась почти в миллион рублей, но это еще не итоговая цена. В перспективе работа с другими категориями пассажиров. В первую очередь пенсионеры, школьники. Но сначала нужно отработать процесс, распространить банкоматы с необходимыми программами для пополнения баланса транспортных расходов, например»
Загрузка...