В отделе по защите прав потребителей рассказали, на что сегодня жалуются иркутяне

Отдел по защите прав потребителей администрации Иркутска по-прежнему пользуется у населения немалой популярностью.

За юридической помощью сюда ежегодно обращаются тысячи человек. Иркутян не устраивает качество товара, выполнение различного рода услуг, имеются претензии к работе банков, страховых компаний, агентств недвижимости. Кроме того, впервые появились жалобы, связанные с изменением курса валют.

Причиной для обращения в отдел защиты прав потребителей чаще всего является некачественный товар. На первом месте здесь сотовые телефоны, смартфоны, на втором — сложная бытовая техника, на третьем — одежда, обувь и мебель.

— С наступлением холодов к нам стали поступать неоднократные обращения граждан с жалобами на то, что купленный пуховик оказался холодным, — рассказывает Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Иркутска. — Однако в этом случае субъективная оценка самого покупателя не может служить основанием для замены товара или возврата денег. Нужно доказать, что пуховик имеет производственный дефект, например неравномерное распределение либо различную толщину утеплителя куртки. Только в этом случае можно доказать, что продан некачественный товар. Есть примеры, когда нам удавалось таким образом вернуть шубу. Из-за неправильного пошива холодный воздух поступал к телу. Это уже производственный дефект.

Большое количество обращений было вызвано деятельностью новосибирской фирмы ООО «ВИП Окна». С сентября по декабрь в отдел по защите прав потребителей обратилось свыше 75 человек. В основном это пенсионеры и ветераны. Посмотрев рекламу компании, которая предлагала бесплатные обмеры, доставку и монтаж окон, многие поспешили заключить договор. Однако при подписании документа никто из покупателей не обратил внимание на то, что в нем не было ни слова о бесплатном монтаже. Поэтому всех возмутил тот факт, что фирма отказывалась устанавливать конструкции без оплаты, как было обещано в рекламе.

На вопрос о том, почему не исполняются рекламные обещания о бесплатном монтаже, представитель фирмы пояснил, что было слишком много желающих, поэтому всем предлагали ждать монтаж несколько месяцев либо сделать его за отдельную плату. Заставить выполнить бесплатный монтаж не представлялось возможным, поскольку это не было оговорено в договоре. Тем, кто решил расторгнуть договор купли-продажи, юристы помогали оформить иски в суд. В декабре фирма прекратила свое существование и съехала в неизвестном направлении, оставив покупателей ни с чем.

Свою весомую долю обращений занимают и агентства недвижимости, оказывающие услуги по подбору вариантов аренды.

Организации предлагают договор информационно-абонентского обслуживания, однако на деле его не выполняют.

— Выглядит это следующим образом, — объясняет Виктор Низовцев. — Человек хочет подобрать себе жилье. Для этого он обращается в агентство, где ему предлагают заключить договор, согласно которому информация обо всех вариантах направляется в виде СМС-сообщений. При этом клиент оговаривает, какое жилье ему необходимо, размер платы, условия, предпочтительный район и т. д. Все это указывается в заявке, которая к договору не прилагается. Человек оплачивает услугу, а затем ему начинают отсылать сообщения, которые совершенно его не интересуют. Понимая, что его ввели в заблуждение, клиент обращается в агентство недвижимости с требованием вернуть деньги. Ситуация усугубляется тем, что, как правило, аренда жилья носит срочный характер.

В качестве примера Виктор Низовцев рассказал историю жителя Казахстана, который приехал в Иркутск с женой и им совершенно негде было жить. Он попросил подобрать ему жилье в течение суток, оговорил условия, и его заверили, что все будет. Вместо этого ему слали сообщения, которые совершенно не соответствовали его заявке. В результате жилье им не подобрали, и супругам пришлось ночевать на вокзале. Мужчина потребовал вернуть деньги, написал претензию, однако из агентства его выпроводили, применив меры насилия. В результате мужчина обратился за помощью к нам. Мы помогли составить иск, в котором клиент потребовал также возместить моральный ущерб в размере 20 тысяч рублей. Сейчас дело находится в суде.

Продолжают поступать жалобы на банки и страховые компании. В основном они связаны с навязываем со стороны финансовых организаций дополнительных платных услуг в виде различных комиссий при оформлении кредитных договоров. Это комиссии за выдачу кредита, за выдачу банковской карты, за открытие счета, за прием наличных денежных средств и т. д.

Страховые компании в свою очередь занижают размеры страховых выплат, необоснованно отказывают или затягивают с исполнением страхового обязательства.

В соответствии с новыми правовыми нормами, принятыми в сентябре 2014 года, ответственность страховщика за ненадлежащее исполнение обязательств ужесточена. В частности, теперь предусмотрена законная неустойка за просрочку выплаты страховой суммы, за нарушение срока направления отказа в выплате.

Также есть случаи, когда страховые компании отказывались заключать договор ОСАГО без дополнительного страхования жизни и здоровья. Эти вопросы относятся к юрисдикции Роспотребнадзора, туда и рекомендовано обратиться гражданам для принятия мер со стороны федерального контролирующего органа.

В последнее время также появились обращения, связанные с изменением курса валют.

Так, например, иркутяне стали жаловаться на то, что с них требуют доплату за уже оплаченный товар, мотивируя это тем, что цена на товар к моменту его передачи потребителю выросла.

Однако с точки зрения закона такое требование является необоснованным.

— В основном это характерно для случаев продажи товаров по образцам, дистанционной продажи — через Интернет, по каталогам, то есть когда договор купли-продажи заключается на условиях полной предварительной оплаты, а передача товара осуществляется через определенный договором срок. В нашем случае это были, к примеру, электропечь производства Словении и встраиваемая бытовая техника, заказанная по образцу. В период доставки цена на товар резко выросла, и торговые сети предложили доплатить за него. Однако такие требования необоснованны и не подлежат удовлетворению, — отметил Виктор Петрович.

В этом году в отдел по защите прав потребителей уже поступило порядка 50 обращений. И все они в основном связаны с некачественным товаром. При этом встречаются и довольно забавные случаи.

— К нам за консультацией обратился магазин, реализующий посуду. Покупательница предъявила им претензию в отношении сковороды.

Она утверждает, что на ней приходится очень долго печь блины. За полчаса ей удается постряпать только три блина. В магазине не знали, как отреагировать на подобное заявление, и обратились к нам. Мы в свою очередь посоветовали провести проверку качества сковороды, попробовать самим испечь блины. И если у сковороды действительно есть такая особенность, значит, этот товар действительно некачественный.

За 2014 год отделом по защите прав потребителей было проконсультировано 3465 человек. Цифры немного ниже, чем в 2013 году. Специалисты связывают это с последствиями экономического кризиса, поскольку подобная тенденция уже прослеживалась и в 1998-м, и в 2008 году. Как правило, в это время люди совершают меньше покупок, а значит, и количество обращений заметно сокращается.

Иллюстрации: 

Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Иркутска: «За прошлый год было проконсультировано 3465 человек. Больше всего иркутяне жалуются на некачественный товар».
Виктор Низовцев, начальник отдела по защите прав потребителей администрации города Иркутска: «За прошлый год было проконсультировано 3465 человек. Больше всего иркутяне жалуются на некачественный товар».
Новосибирская фирма — ООО «ВИП окна» — обещала пенсионерам самые выгодные условия, однако в результате обманула всех.
Новосибирская фирма — ООО «ВИП окна» — обещала пенсионерам самые выгодные условия, однако в результате обманула всех.
baikalpress_id:  101 754