В орбите «Сатурна» нашли непристойность

Какую рекламу можно считать законной?

В пятницу, 1 июля, в Иркутске прошло очередное заседание экспертного совета по рекламе. Как обычно, члены совета рассматривали обращения жителей области на соответствие рекламной продукции нормам Федерального закона «О рекламе». Три из пяти жалоб граждан на сомнительные баннеры на улицах городов Приангарья эксперты сочли обоснованными.

Житель Иркутска пожаловался на рекламный баннер магазина для взрослых «Хотеть и мочь». На щите изображен полуобнаженный молодой человек в морской шапочке, поднявший руку в характерном жесте, означающем то самое заветное «мочь». Заявитель пожаловался на непристойность и неприемлемость билборда. Однако эксперты не нашли в изображении явных признаков непристойности, подпадающих под статью закона. Хотя определенные ассоциации этот жест, безусловно, вызывает. Научились рекламщики работать тонко — зацепиться не за что.

Следующий пункт — скандальные билборды службы заказов такси «Сатурн». Наверняка все жители крупных городов их видели. На первом — фото избитой девушки и надпись «Пожалела 60 р на такси с работы». На втором — молодой человек, тоже со следами насилия и побоев, и надпись «Пожалел 60 р на такси из клуба». Логика создателей рекламы понятна: потребителю внушается мысль, что проще вызвать такси, чем попасть в такую ситуацию. Тем более и деньги небольшие.

Заместитель руководителя Иркутского УФАС Александр Кулиш сообщил, что по поводу этих баннеров ведомство получает очень много писем со словами негодования и возмущения. Один гражданин даже обратился в прокуратуру Ангарска с жалобой. По его мнению, реклама «Сатурна» пропагандирует насилие и сеет страх. Александр Кулиш привел данные опроса, согласно которым 54% респондентов считают такую рекламу недопустимой и вызывающей отвращение.

Однако отвращение к делу не пришьешь — есть четкие критерии, что допустимо, а что нет. Согласно законодательству, реклама не должна побуждать к противоправным действиям, призывать к насилию и жестокости. В ней не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, слов и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальной принадлежности, профессии, социальной категории, официальных, государственных и религиозных символов и т. д.

— Содержит ли эта реклама призыв к насилию, вопрос спорный, — прокомментировал Александр Кулиш, — здесь рекламодатель, наоборот, как бы предупреждает: чтобы не попасть в плохую ситуацию, воспользуйтесь нашими услугами.

Вроде логично в наше неспокойное время.

Почти все эксперты согласились, что реклама «Сатурна» вызывает шок, страх и прочие неприятные эмоции.

— Увидев избитых людей, я испугалась, — сказала Валентина Бихневич из областного совета женщин. — Неприятно. Я учитель с большим стажем и, прощаясь с учениками 11-го класса, говорю им: ребята, вы родились на земле, по которой ходили Пахмутова и Добронравов, на которой родился Гагарин, пела свои песни Людмила Зыкина. А сегодня я слушаю сводки: убили, ограбили, ДТП, утонули. Раньше новости начинались словами: перевыполнили, создали, построили. Глядя на эту рекламу, думаешь: господи, что у нас в городе творится. Мое личное мнение — это недопустимо.
Коллеги согласились, что реклама «Сатурна» носит агрессивный характер. Следовательно, непристойна.

— Она эффективная, но пугающая. Это неправильно, — отметила Лариса Боллигер, доцент кафедры психологии ИРНИТУ.

Священник Павел Телегин обратил внимание, что баннеры с избитыми людьми создают ощущение безысходности и заставляют чувствовать себя жертвой. Более того, подспудно в сознание потребителя внедряется мысль: если не заплатишь 60 рублей, смотри, что с тобой будет. «Конечно, это оскорбляет, особенно людей слабых», — подытожил батюшка.

По итогам голосования реклама «Сатурна» была признана оскорбительной и непристойной.

Следующий пункт повестки — рекламный баннер турфирмы «Гольфстрим» на Ленинградском проспекте в Ангарске. На нем изображены два флага — Болгарии и Турции. На флаге Болгарии — смайлик в виде руки с поднятым большим пальцем, на флаге Турции — смайлик в виде коричневой кучки. Посыл понятен: отдых в Болгарии — это хорошо, в Турции — плохо. Совершенно очевидно, что создатели рекламы решили сыграть на патриотических чувствах, учитывая международную обстановку и обострение отношений между Россией и Турцией.

Поначалу создалось ощущение, что некоторые эксперты колеблются: например, один из них сказал, что коричневая кучка вполне симпатично выглядит и может означать шоколад. Другой после слов, что присутствие негативного интернет-мема на государственном флаге недопустимо, добавил многозначительно «хотя...». Казалось, все идет к тому, что эксперты не увидят в рекламе ничего предосудительного.

Однако священник Павел Телегин четко и убедительно объяснил, почему эта реклама непристойна:

— Я рад, что люди гневно реагируют на такие баннеры. Наш народ миролюбивый и интернациональный. Кое-кто пытается сыграть на политической ситуации. Но надо помнить о словах в Евангелии: как ты хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай. Хотели бы мы, чтобы в Турции сейчас такой билборд появился? Нет, конечно. Я могу оценить юмор, но создавать такое настроение в отношении страны — это неправильно. Россия всегда руководствовалась традициями добрососедства и миролюбия. Эту рекламу надо убирать, она содержит оскорбительные образы.

После этих слов дискутировать было не о чем. Эксперты проголосовали против рекламы с флагами практически единогласно (при одном воздержавшемся).

Также на заседании рассматривалась замаскированная под пантер и бабочек реклама с предложением интимных услуг в газете «Поехали» (Братск). С точки зрения рекламного законодательства, непристойностей в ней выявлено не было, а доказывание рекламы притонов не входит в компетенцию антимонопольного ведомства, поэтому члены совета проголосовали, чтобы обращение было переадресовано в правоохранительные органы.

И финальный аккорд — реклама службы заказа такси «Максим».

Ох уж этот «Максим» — с ним и так, и этак воюют, а он живет и здравствует. Причина проста: формально «Максим» такси не является. Это IT-компания, которая предоставляет доступ к базе заказов независимым перевозчикам. Соответственно, получать лицензию на деятельность такси должны сами владельцы транспортных средств, а не организация, оказывающая им информационные услуги. Однако заявители из Братска обратили внимание, что в рекламе имеется изображение шашечек, которые и есть символ такси. То есть речь идет о недостоверной информации. Рекламируется как такси, а на самом деле это служба заказов. В итоге эксперты проголосовали за признание рекламы «Максима» ненадлежащей. Но поможет ли это в борьбе с самим явлением — большой вопрос. Как известно, «Максим» уже подтверждал законность своей рекламы. Например, в 2015 году апелляционный суд отказал в претензии Свердловскому УФАС. Суд пришел к выводу, что деятельность службы заказа не может рассматриваться в качестве деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Вообще же стоит отметить, что по сравнению с предыдущими заседаниями совета характер жалоб постепенно меняется. Раньше граждане в основном жаловались на двусмысленную рекламу ночных клубов и радиорекламу. Видимо, рекламодатели поняли, что лучше не играть на низменных инстинктах.

Что за совет

Совет по рекламе был создан в 2011 году Иркутским управлением Федеральной антимонопольной службы для экспертизы и оценки рекламной продукции с точки зрения добросовестности, достоверности, корректности и законности. Кроме того, совет должен разрабатывать и принимать практические решения для разъяснения спорных и сложных вопросов законодательства в сфере рекламы. Еще одной задачей органа является разработка инициатив по совершенствованию рекламного законодательства.

Добро пожаловаться

Жалобу на рекламу можно подать в Управление ФАС Иркутской области: 664025 Иркутск, ул. Российская, 17. Официальный сайт: irkutsk.fas.gov.ru. E-mail: to38@fas.gov.ru. Тел. 8 (3952) 24-32-31. Прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в кабинете 619.

Иллюстрации: 

Жест молодого человека на этом рекламном баннере не вызывает сомнений. Он — может! Однако члены экспертного совета по рекламе не смогли признать ее непристойной
Жест молодого человека на этом рекламном баннере не вызывает сомнений. Он — может! Однако члены экспертного совета по рекламе не смогли признать ее непристойной
Граждане жалуются на рекламу «Сатурна», считают, что эти изображения калечат психику. «Сразу ведь и не поймешь, — комментируют билборд в сети, — что с истерзанной девушкой произошло — лицо с потеками, грязная одежда, растрепанные грязные волосы, слезы, сломанный каблук... Понятно, что случилась кровавая трагедия»
Граждане жалуются на рекламу «Сатурна», считают, что эти изображения калечат психику. «Сразу ведь и не поймешь, — комментируют билборд в сети, — что с истерзанной девушкой произошло — лицо с потеками, грязная одежда, растрепанные грязные волосы, слезы, сломанный каблук... Понятно, что случилась кровавая трагедия»
Баннер с рекламой турфирмы. Создатели решили воспользоваться политической ситуацией, противопоставив две страны и два флага. Эксперты сочли — и совершено справедливо — что это нехорошо, некрасиво и недостойно
Баннер с рекламой турфирмы. Создатели решили воспользоваться политической ситуацией, противопоставив две страны и два флага. Эксперты сочли — и совершено справедливо — что это нехорошо, некрасиво и недостойно