В Иркутской области муниципалитетам предлагают платить налог на имущество госучреждений

Источник: Байкал Инфо
21/05/2015 - 12:39

Поправки в закон «О налоге на имущество организаций», касающиеся отмены льгот по налогу по имущество государственных учреждений, приняты в первом чтении на сессии Законодательного Собрания Иркутской области 20 мая 2015 года. Как рассказала министр финансов региона Наталия Бояринова, объём налоговых льгот имуществу организаций - более 1,7 млрд рублей в год. Льготу имеют 3,5 тыс. учреждений, это более 40% плательщиков такого налога. Сейчас его совсем не платят областные и муниципальные учреждения, религиозные организации, товарищества собственников жилья, налог не берут с автодорог областного и муниципального значения и взлетно-посадочных полос. Предлагается из этой категории исключить областные и муниципальные бюджетные, казенные и автономные учреждения, в итоги налог с 1 января 2016 года станут платить образовательные, лечебные, спортивные и образовательные учреждения.

Льготы предлагается отменить для снижения неэффективных бюджетных расходов, сказала министр. По ее словам, необходима инвентаризация областных и муниципальных объектов с возможной последующей приватизацией (продажей) тех, что не нужны. «Из-за сложной экономической ситуации федеральный центр потребовал от регионов сократить количество льгот по налогам, которые не влияют на инвестиционную либо предпринимательскую активность. Поправки в закон позволят дополнительно получать в областной бюджет более 950 млн рублей ежегодно», - сообщила Наталия Бояринова.

Депутат ЗС Илья Сумароков поинтересовался, каким образом планируется собирать по 950 млн ежегодно, если почти все муниципальные бюджеты являются дотационными. «Откуда они возьмут деньги, чтобы платить эти налоги?» - спросил депутат. Как отметила Наталия Бояринова, дополнительные средства муниципалитеты могут изыскать, проведя  инвентаризацию собственности. «Многие мэры не знают, каким имущественным комплексом они управляют, какова остаточная стоимость объектов, какие используются эффективно, а какие надо продать, чтобы пополнить бюджет, - убеждена Наталия Бояринова. – Много средств сейчас уходит на содержание самих учреждений, например, на плату услуги ЖКХ. Часто, проводя проверки на местах, мы видим, что здания, находящиеся в областной и муниципальной собственности, без согласования с собственником сдаются в аренду с последующей передачей в субаренду. Сдают площади под магазины, швейные мастерские и даже не заключаются договоры на возмещение коммунальных услуг. Это дополнительно ложится на плечи местных бюджетов».

По словам министра, еще один ресурс местного бюджета – земельный налог. Сейчас выпадающие доходы муниципалитетов, дающих льготы юридическим лицам, составляют 464 млн рублей в год. «В последние два года мы настоятельно рекомендовали мэрам и главам провести ревизию своих  льгот по земельному налогу и отменить их. Это не касается социально направленных льгот для физических лиц. А муниципалитеты не только не сократили их, но многие даже увеличили», - посетовала министр. Она также отметила, что казенные и бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги, дополнительно зарабатывая.

«Эффективность отмены льгот есть, но она от лукавого. Ведь, когда мы лишаем льгот областные и муниципальные учреждения, фактически мы увеличиваем финансовую нагрузку на них. В поступлении налога мы выигрываем, но встает вопрос, насколько нужно будет увеличить финансирование тех учреждений из областного бюджета», – отметил уполномоченный по правам человека в регионе Валерий Лукин. Он также поинтересовался, что будет с общественниками, например, обществами инвалидов, которым местные власти предоставляют помещения и землю на льготных условиях или бесплатно. Наталия Бояринова отметила, что по льготам по земельному налогу окончательное решение должны принимать местные власти.

Депутат ЗС Павел Сумароков спросил, каким образом планируется пополнять областной бюджет за счет школ и детсадов. «Мы что, переведем все на платную основу?» - спросил он. Наталия Бояринова отметила, что детсады действительно не имеют дополнительных доходов, но школы могут вести платную деятельность. И каждый муниципалитет сам будет решать, каким образом он распределит финансовую нагрузку, переложит ли он ее полностью на бюджет или часть компенсирует оказанием платных услуг. «Местные бюджеты не имеют сегодня дополнительных средств компенсировать налог, - продолжал настаивать депутат. – Ко мне уже начали обращаться директора школ, которым тогда придется оптимизировать фонд зарплаты, расходы по коммунальным услугам и т.д.».

Председатель бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова сообщила, что закон требует кропотливой работы, и она ведется. «Законопроект непростой. Но суть и логика его внесения понятна, - отметила она. – Мы с вами каждый год оцениваем эффективность предоставляемых налоговых льгот. Правительство своим предложением подразумевает – давайте начнем с себя. Параллельно сейчас идет оценка эффективности использования госсобственности. Уже сам факт внесения законопроекта подвиг муниципалитеты провести ревизию своей собственности». По словам Натальи Дикусаровой, в бюджетном комитете будет создана рабочая группа, чтобы проработать все нюансы поправок. Депутаты решили принять закон в первом чтении  продолжить работу над ними во втором.