В Иркутском областном краеведческом музее открылась выставка воспроизведенных икон

Воспроизведенных — значит, не подлинников, а очень точных копий оригиналов.

Увы, везти подлинные древности и святыни через всю страну — дело затратное, поэтому иркутяне могут увидеть лики Девы Марии, воссозданные на высококачественной печати, с сохранением малейших штрихов и трещинок настоящих икон. В экспозиции представлено более 70 воспроизведенных икон и религиозной графики XVI—XX веков. На выставке побывала репортер «Пятницы».

Бывает такое особенное чувство, когда глядишь на икону в церкви и ощущаешь... одухотворение, что ли, или как это принято называть у верующих людей? Причем религиозная живопись далеко не всегда цепляет не зацикленных на вере людей. И от чего зависит, остановится ли около иконы человек или пройдет мимо, еле удостоив взглядом, сложно сказать. Наверное, дело в мастере, пишущем библейские сюжеты. Сможет ли он рассказать целую историю в одной работе, придать плоскому изображению какого-нибудь великомученика живой, пронизывающий и всезнающий взгляд?

Выставка воспроизведенных икон в краеведческом музее позволяет понять и увидеть меняющийся от века к веку образ Богородицы. Вот она с плотно сжатыми губами и печально-строгим, как бывает у мамы нашкодившего ребенка, взглядом — это копированное изображение «Федоровской Богоматери» середины XVIII века. С ним связано много легенд. Согласно одной из них, первые упоминания об образе схожей иконографии были в XII веке, но после нашествия войск Батыя икона, а значит, и образ, запечатленный на ней, были уничтожены. Затем будто бы костромской князь Василий Квашня увидел ту же икону Богородицы, висевшую на дереве. Позже она пережила 2 пожара и была признана чудотворной.

Рядом с «Федоровской» расположена икона «Взыграние Младенца», на ней Мадонна больше всего похожа на обычную женщину: ласково, с полуулыбкой смотрит на тянущегося к ней ребенка. На Руси эта иконография распространилась в XVI—XVII веках, но со времен революции и до начала 2000-х была утеряна. Она появилась вновь при необычных обстоятельствах, кто-то называет это чудом: икону, которая по описанию была очень похожа на утерянную, отдала в дар одному монастырю неизвестная женщина.

В общем, у каждой древней иконы, оказывается, есть своя чудесная история, подогревающая к ней интерес публики.

Например, выполненный в алых тонах экспонат выставки с названием «Огневидная» хранит предание о том, как икону Богоматери бросили в огонь, но даже при полностью сгоревшей деревянной основе она сохранила святой лик. Как это выглядело, трудно представить, однако в Афонской летописи говорится, как этот «лик» нашел верующий человек и заново приклеил его к доске. Стоит ли писать, что с тех пор икона «Огневидная» считается защитницей от пожаров.

На выставке можно увидеть иконы разных школ иконописи — московские, царских мастеров, произведения, написанные на севере европейской части России, греческие и многие другие. У каждого представленного экспоната есть исходный образец, хранящийся в фондах Государственного исторического музея. В настоящее время его иконописная коллекция насчитывает более 6 тысяч произведений, в ней немало художественных сокровищ и иконографических раритетов, подписных и датированных памятников, имеющих особую историческую ценность.

— Экспонаты выставки — высококачественные воспроизведения икон Богоматери, — рассказала на открытии выставки заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко. — Добиться такого качества позволили современные технологии. Иконы сделаны на дереве, нанесен грунт и произведена печать, после которой выполнена ручная обработка.

Кроме воспроизведенных икон посетителям представлены и воспроизведения религиозной графики, в частности, изображение Тихвинского Богородицкого монастыря, виды Святой Афонской горы, Саровской пустыни и другие. Выставка будет работать до 25 июня по адресу: ул. Карла Маркса, 13. Стоимость входного билета от 70 до 200 рублей.

Иллюстрации: 

Воспроизведенная вологодская икона «Шуйская Смоленская» XVI века. Она прославилась в 1654 году, в то время в России была эпидемия моровой язвы. Когда иконописец из города Шуя рисовал «Смоленскую» Божью Матерь, рисунок сам изменился так, что положение Богородицы стало отличаться от принятого для этой иконы. Художник исправил изображение, но оно изменилось вновь, тогда изменения были признаны за чудо. Завершенную икону перенесли в храм, и эпидемия начала утихать
Воспроизведенная вологодская икона «Шуйская Смоленская» XVI века. Она прославилась в 1654 году, в то время в России была эпидемия моровой язвы. Когда иконописец из города Шуя рисовал «Смоленскую» Божью Матерь, рисунок сам изменился так, что положение Богородицы стало отличаться от принятого для этой иконы. Художник исправил изображение, но оно изменилось вновь, тогда изменения были признаны за чудо. Завершенную икону перенесли в храм, и эпидемия начала утихать
Это чрезвычайно редкое изображение называется «Покрой нас кровом крилу Своима». Образ известен всего в нескольких экземплярах XVIII века, сам же сюжет появился в иконописи благодаря гравюре из книги Дмитрия Ростовского «Руно Орошенное», изданной в 1696 году. Икону, с которой сделана эта копия, написал малоизвестный мастер Симеон в 1770-х годах
Это чрезвычайно редкое изображение называется «Покрой нас кровом крилу Своима». Образ известен всего в нескольких экземплярах XVIII века, сам же сюжет появился в иконописи благодаря гравюре из книги Дмитрия Ростовского «Руно Орошенное», изданной в 1696 году. Икону, с которой сделана эта копия, написал малоизвестный мастер Симеон в 1770-х годах
baikalpress_id:  93 896