В Иркутском областном художественном музее работает выставка «Великие классики ХХ века»

Герои выставки — Пабло Пикассо, Хуан Миро, Василий Кандинский. Все трое — личности одиозные, без них не было бы фовизма, кубизма, абстракционизма, сюрреализма.

Художники-первооткрыватели работали с разными видами и техниками искусства, занимались не только живописью, но и графикой, в частности литографией. Иногда литографии повторяли живописные композиции, иногда создавались как отдельные произведения, иногда — как книжные иллюстрации. Литографии имеют определенный тираж и потому более доступны. Но при этом они не менее интересны, сохраняют авторскую стилистику и образность. Хронология представленных на выставке произведений охватывает значительную часть ХХ века — от начала 10-х годов вплоть до 70-х, когда еще авторы были живы и продолжали работать.

Экспозиция дает целый спектр стилевых поисков, включает фигуративные и абстрактные композиции. Посетители увидят портреты, пейзажи, сюжетные работы.

Имя Пикассо, как правило, ассоциируется с его кубическими работами, но на этот раз на выставке представлены картины другой стилистики. В экспозицию вошло 16 произведений 1961 года из серии «Быки и тореадоры», посвященных страстям корриды. В этих работах, а также в примыкающих к ним произведениях «Пика», «Игра плащей», «Бандерилья» рука художника стремительна, многое дается намеком. А вот в черно-белой графике 30-х годов, отсылающей зрителя к делам давно минувших дней («Два старика и парусник», «Соглашение между воинами Спарты и Афин»), уже совсем другой Пикассо — линии полны изящества, а рука внимательна к подробностям жизни.

Хуан Миро представлен на выставке 32 работами, отличительными качествами которых можно назвать экспрессию и какое-то детское начало.

Это относится, например, к картине 1953 года «Собака, лающая на Луну», к графике из циклов «Серия скульптур» и «Без названия». По этим работам видно, что Хуан Миро стремился к максимальной выразительности цвета. В ярких оттенках зеленого, красного, синего отражается фантастическое видение автором реального мира.

Что касается художника-абстракциониста Василия Кандинского, его творчество презентовано 12 произведениями. Как обычно, этот художник «разговаривает» со зрителями прежде всего языком цвета и экспрессивных линий. В его графических работах чувствуется какое-то космическое начало. Василий Кандинский, создавший первое в истории абстрактное произведение, своим примером подтверждает поговорку «лучше поздно, чем никогда». То, что живопись — это дело его жизни, он понял достаточно поздно, уже будучи доцентом юридической кафедры МГУ. В тридцатилетнем возрасте посетил выставку импрессионистов в Москве, которая произвела на него столь глубокое впечатление, что он решился на радикальные перемены: отказался от многообещающей карьеры профессора, переехал в Мюнхен и посвятил свою жизнь искусству. В Мюнхене Кандинский стал основоположником абстракционизма и центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в творческой среде того времени.

Работы Пикассо, Миро, Кандинского продаются на аукционах за огромные суммы, их масштабные выставки проходили в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Теперь возможность увидеть работы этих художников появилась и у жителей Сибири.

Работы Пикассо, Миро и Кандинского были приобретены за рубежом группой красноярских инвесторов для показа в России и прежде всего в Сибири.

Выставка путешествует уже год и собрала много благодарных отзывов. В Иркутске она будет работать до 25 мая с 10 до 18 часов ежедневно, кроме вторника.

Работа Пикассо из серии «Быки и тореадоры». Художник верил, что искусство может изменить жизнь, и своим творчеством менял мир. Модернизм в начале XX века вырвался из галерейных залов, повлиял на архитектуру, дизайн, музыку, моду, телевидение — стал целой эпохой, еще до конца не пережитой. Настоящей лабораторией модернизма были живопись и особенно графика
Работа Пикассо из серии «Быки и тореадоры». Художник верил, что искусство может изменить жизнь, и своим творчеством менял мир. Модернизм в начале XX века вырвался из галерейных залов, повлиял на архитектуру, дизайн, музыку, моду, телевидение — стал целой эпохой, еще до конца не пережитой. Настоящей лабораторией модернизма были живопись и особенно графика
Василий Кандинский, «Горы», картина 1951 года. Темы работ Кандинского самые разные: древнерусские, рыцарские, восточные — через откровения абстракции, становящиеся импрессиями, импровизациями и композициями (так сам разделял он свои произведения). К древнерусской тематике художник, проживший в эмиграции почти всю жизнь, возвращался постоянно
Василий Кандинский, «Горы», картина 1951 года. Темы работ Кандинского самые разные: древнерусские, рыцарские, восточные — через откровения абстракции, становящиеся импрессиями, импровизациями и композициями (так сам разделял он свои произведения). К древнерусской тематике художник, проживший в эмиграции почти всю жизнь, возвращался постоянно
Большая серия «Быки и тореадоры» посвящена страстям корриды. Над ней Пикассо работал с 1957 по 1961 год. Как истинный испанец, он не мог остаться равнодушным к такой важной части национальной культуры, как коррида. Кроме непосредственно борьбы быков и тореадоров в рисунках силен и дух Средневековья — на иных картинах изображены прекрасные дамы в амазонках, восседающие на брутально изображенных конях
Большая серия «Быки и тореадоры» посвящена страстям корриды. Над ней Пикассо работал с 1957 по 1961 год. Как истинный испанец, он не мог остаться равнодушным к такой важной части национальной культуры, как коррида. Кроме непосредственно борьбы быков и тореадоров в рисунках силен и дух Средневековья — на иных картинах изображены прекрасные дамы в амазонках, восседающие на брутально изображенных конях
Загрузка...