В иркутских школах началась запись в первые классы

С середины марта открылась запись в первые классы, поэтому в коридорах школ очереди из родителей, оживленные будущие первоклассники, сотрудники школ, объясняющие правила приема детей.

В этом году никаких кардинальных нововведений не предвидится, но, учитывая новые федеральные стандарты и прочие федеральные новшества, беседа с директором и учителями имеет большое значение для будущего обучения первоклассника.

По информации пресс-службы администрации города, в школы областного центра пойдет чуть более 7000 детей. Для зачисления в первый класс подаются личное письменное заявление родителей, копия свидетельства о рождении ребенка с предъявлением оригинала, копии документов с предъявлением оригинала, подтверждающих факт проживания ребенка на закрепленной за школой территории, а также медицинское заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для зачисления ребенка в 1-й класс.

С 11 марта по 31 июля будет проходить запись детей по прописке, а с 1 августа школы начнут принимать детей из других микрорайонов, но только уже на оставшиеся свободные места. Как уточняют в департаменте образования администрации Иркутска, с 1 августа можно записать в любую из иркутских школ и тех детей, у которых нет иркутской прописки. Начальник департамента образования администрации Иркутска Валентина Перегудова предупреждает родителей, что ажиотаж устраивать не нужно, поскольку школ в городе хватает и будет создано столько первых классов, сколько будет принято детей.

В настоящее время учебные заведения активно готовятся к приему детей, во многих работают школы будущего первоклассника.

— Примерно 70% из всех детей, которые придут к нам в первый класс, проходят школу будущего первоклассника. Для нашей школы это рекорд, потому что каждый год в этой школе занималось от 12 до 20 человек. Сейчас у нас там учатся 34 дошкольника, — рассказала директор школы № 29 Ирина Алексеенко.

На интернет-форумах мамы и папы активно обсуждают новшества, связанные с новыми федеральными стандартами, а также коснутся ли нововведения первоклашек. В частности, ходят слухи, что в школах планируют распределять детей в зависимости от подготовки и умственных способностей: в классы «А», «Б», «В» — самых сильных, а в «Г», «Д», «Е» — тех, кто послабее. Однако директора иркутских школ говорят, что у них нет распределения детей в зависимости от умственных способностей.

— Я считаю, что нет плохих детей, все хорошие. И мне кажется, что делать такой рейтинг и распределять ребятишек в зависимости от умственных способностей в разные классы неправильно. У нас формируются классы просто по мере записи, — говорит директор школы № 1 Любовь Багмат.

Как известно, еще одним новшеством является введение единой формы в каждой школе. Согласно требованиям Минобрнауки РФ, речь не идет о возврате к советской системе.

Предполагается, что в каждой школе будет своя, но единая для всех учеников форма.

Поговорив с директорами многих иркутских школ, мы выяснили, что так и есть — в большинстве учебных заведений введена своя школьная форма. Эту проблему родители и учителя решают по-разному. В одних школах массово закупают форму на всех учеников, в других родители сами приобретают одежду для школьных занятий.

Кроме того, родители обсуждают еще одно нововведение — беседу будущего первоклассника с психологом. Впрочем, в большинстве школ пока это новшество не прижилось, детей принимают так же, как и в предыдущие годы, без бесед и тестов.

— Беседа с психологом, или тестирование, у нас с дошкольниками не проводится, — говорит директор школы № 1 Любовь Багмат. — Но во время приема детей я всегда смотрю медицинскую карту будущего первоклассника, для того чтобы понять, куда его лучше определить и какую составить программу.

— Практику, когда перед записью в первый класс детей обязывают беседовать с психологом, я не поддерживаю. Ведь тогда можно найти тысячу вариантов отказа, если вдруг по какой-то причине ребенка не хотят записать в школу, — говорит директор школы № 29 Ирина Алексеенко. — У нас дети беседуют с психологом и логопедом, но это происходит уже после того, как мы записали их в первый класс. Нам это нужно для того, чтобы составить отдельную программу обучения для каждого школьника, которую мы называем маршрутным листом. К примеру, есть дети, которые схватывают все на лету, а есть ребятишки, которые не имеют такой серьезной подготовки к школе. Для детей, которые менее подготовлены к обучению, мы создаем особые условия — небольшие классы, чтобы был индивидуальный подход, выделяем дополнительные часы для освоения материала. И часто бывает, что через год-два эти дети опережают тех, кто схватывал все на лету.

По словам директора, чтобы дети лучше усваивали материал, классы в этой школе формируют по психологическим особенностям — к примеру, всех холериков распределяют в один класс, всех сангвиников в другой и т. д. Для того чтобы не было проблем в обучении, учителей тоже стараются подбирать так, чтобы педагог и ученики совпадали по темпераменту.

— Есть умные, хорошие, талантливые дети, но медлительные — любят все делать основательно, с чувством, с толком. И вот представляете, если такого ребенка, например девочку, посадить за одну парту с холериком, который отвечает, когда учитель еще не успел закончить вопрос? У этой девочки, естественно, начнет снижаться самооценка, она станет хуже учиться.

Учителя советуют родителям не переусердствовать, готовя ребенка к школе.

Слишком много занятий по чтению, счету и другим предметам у дошкольников могут негативно отразиться на обучении в школе. У детей может возникнуть нежелание учиться. Если ребенок до школы мало играет в развивающие или просто дворовые игры, он хуже находит общий язык со сверстниками и учителем и в целом хуже социализируется в школьном сообществе. В конечном счете это негативно влияет на успеваемость, освоение материала и оценки.

— Когда приходят родители будущих первоклассников, я всегда спрашиваю: «В какие игры играет ваш ребенок?» И мне говорят: «А мой ребенок не играет, он сидит за компьютером». Или: «А мой читает». Причем родители гордятся, когда ребенок в пяти-шестилетнем возрасте постоянно читает. При этом дети не рисуют, не играют в подвижные игры. Как оказалось, это влияние детских садов, в которых в основном проводят обучающие занятия по математике, по азбуке. Я ради эксперимента в одном детском саду задала вопрос о том, как готовят детей к школе. Оказалось, только каждый шестой воспитатель уделяет игре какое-то место. А ведь главной деятельностью у дошкольников должна быть игра, — говорит Ирина Алексеенко.

Учителя советуют перед школой чаще играть с детьми в развивающие и подвижные игры. Кроме того, разыгрывать с детьми ситуации, где ребенок может примерить на себя самые разные социальные роли — руководителя, лидера, исполнителя, роль друга и так далее. В общем, те ситуации, с которыми он может столкнуться в школе. Большее значение для обучения и освоения материала, по словам учителей, имеет именно психологическая подготовка, нежели непосредственно занятия по счету и азбуке.

Иллюстрации: 

В Иркутске работают школы будущего первоклассника. Занятия обычно бесплатные, приглашаются все желающие. Но учителя предупреждают: слишком много заставлять детей заниматся перед школой не стоит — у детей может снизиться интерес к школе, к тому же, когда ребенок мало играет, он хуже социализируется в школьном сообществе.
В Иркутске работают школы будущего первоклассника. Занятия обычно бесплатные, приглашаются все желающие. Но учителя предупреждают: слишком много заставлять детей заниматся перед школой не стоит — у детей может снизиться интерес к школе, к тому же, когда ребенок мало играет, он хуже социализируется в школьном сообществе.
baikalpress_id:  92 161