В Иркутске впервые прошел фестиваль церковного звона «Байкальский благовест»

В минувшие выходные в Иркутской области прошел необычный праздник — XI фестиваль колокольного звона.

В Приангарье съехались лучшие звонари со всей страны — из Новосибирска, Красноярска, Тюмени, Томска, Омска, Кемерово, Барнаула, Петропавловска-Камчатского, Москвы, а также Минска и, конечно, Иркутска. С 10-го по 12 июля насладиться переливами церковных колоколов могли жители Иркутска, Шелехова и села Большого Голоустного. Зрителям также выпала редкая возможность попробовать свои силы на передвижной звоннице.

— Когда звонишь в колокол, испытываешь колоссальную радость, — рассказывает Дмитрий Филиппов, звонарь Троицкого храма из поселка Емельяново Красноярского края. — Это как состояние полета, в котором есть и свобода, и любовь. Сам я не музыкант — в обычной жизни работаю врачом-невропатологом; звонарем же стал по призыву души. Уверен, что это не просто мое желание, а предназначение свыше. И хотя каждый раз я звоню в колокола перед службой, чтобы поднять настроение прихожанам, для меня этот процесс — своеобразная молитва.

Дмитрий Филиппов признается, что впервые принимает участие в фестивале звонарского искусства. Для него это возможность поучиться у более опытных коллег, а также паломничество по старинным храмам. Между тем самому фестивалю уже больше десяти лет: он проходит в разных городах Новосибирской области с 2003 года.

— В настоящее время в европейской части России каждый год организуют около 25 фестивалей колокольного звона, а на всю Сибирь их только четыре, — говорит заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии Алексей Талашкин. — Жители нашей Новосибирской области, например, уже хорошо знают о том, что существует такое искусство. Так, у нас действует девять детских звонарских школ, выпускается журнал о колоколах и звонах, идет работа в исправительных учреждениях. Но свою задачу мы видим в том, чтобы возрождать звоны по всей Сибири. Именно поэтому мы и приехали в Иркутск в этом году.

Программа фестиваля была весьма обширной. Так, в его рамках прошли научные конференции, мастер-классы, экскурсии по храмам. В субботу народный праздник колокольного звона состоялся прямо на берегу Байкала — в Никольской церкви села Большого Голоустного. В воскресенье все участники (а их было больше двадцати) выступили со своими звонами на колокольне Казанского храма. Считается, что именно здесь лучший набор колоколов во всей Иркутской митрополии. Всего их 12, все разного размера, а самый большой весит 4 тонны.

— Никакого соперничества между ними нет, — говорит руководитель школы церковных звонарей Иркутской митрополии Александр Ипполитов. — Мы и сами знаем, кто из нас мастер, а кто ученик. При этом у каждого звонаря свой характер, свой темперамент, свое видение. Даже от душевного состояния человека на данный конкретный момент зависит звучание колоколов.

Звонарь, объясняют участники фестиваля, прежде всего должен обладать чувством ритма. И конечно, иметь музыкальный слух, чтобы различать колокольные тембры. А вот ноты ему знать необязательно.

— Сам по себе церковный звон, — добавляет еще одна участница праздника, Анна Мельникова из Томска, — это не музыкальное произведение, а звуки, которые призывают к службе. Однако от того, насколько они будут благозвучны, зависит многое. Я знаю немало случаев, когда люди меняли свое отношение к жизни, просто услышав колокольный звон.

Звон для Анны Мельниковой основная работа. Оказывается, женщина-звонарь в наши дни не такое уж редкое явление. Среди выпускников звонарских школ (сама Анна училась в Новосибирске) их примерно половина. Хотя, признается девушка, для такой работы требуется физическая сила, ведь раскачать огромный колокол — задача не из легких. Возможно, именно поэтому женский звон отличается от мужского. Если последний более агрессивен, то женщины, как правило, играют легко и негромко.

— Русский колокол — это совершенно особый предмет, подобных ему нет ни в одной стране и ни в одной конфессии, — говорит старший звонарь Свято-Данилова монастыря (город Москва), иеродиакон Роман Огрызков. — Отличается он прежде всего особыми пропорциями — формой, толщиной стенок, объемом; а также своим тембром, благодаря которому его можно использовать в творчестве. Звонари, как правило, выбирают одну тему, а после используют ритмические рисунки, соединяют их в одной композиции. Их искусство как раз и заключается в том, чтобы выдержать тему и композиционно развить звон.

Есть в искусстве колокольного звона и свои проблемы. Так, во многих городах, а тем более поселках и деревнях, все еще не оборудованы колокольни. Не хватает и специалистов — тех, кто следил бы за состоянием колоколов, и тех, кто играл бы на них. Именно поэтому в рамках фестиваля всем слушателям не только предлагали узнать историю колокольного звона и послушать звонарей, но и самим принять участие в мастер-классах. Так, воскресным вечером на бульваре Гагарина была установлена передвижная звонница, где каждый желающий мог позвонить в колокола. А тем, кому это пришлось по душе, предлагали обучение в школе звонарей при Спасском храме.

Алексей Талашкин уверен, что колокольный звон призван сохранить традиции русской национальной культуры
Алексей Талашкин уверен, что колокольный звон призван сохранить традиции русской национальной культуры
Дмитрий Филиппов из Красноярска считает себя учеником, а звон, который издает, — молитвой
Дмитрий Филиппов из Красноярска считает себя учеником, а звон, который издает, — молитвой
В Казанском храме лучший набор колоколов во всей Иркутской митрополии
В Казанском храме лучший набор колоколов во всей Иркутской митрополии
Гостями фестиваля стали все пришедшие в этот день на службу
Гостями фестиваля стали все пришедшие в этот день на службу
Загрузка...