В Иркутске собираются установить памятник Ту-104

Исполнилось ровно 60 лет со дня первого рейса реактивного пассажирского самолета

Осенним сентябрьским днем 1956 года размеренная жизнь Иркутска была нарушена удивительным событием. Огромный лайнер, больше похожий на космический корабль, появился в небе над городом и начал снижаться. Иркутяне, жившие возле аэропорта, испытали весьма сильные впечатления, когда самолет прошел прямо над крышами домов, так, что можно было рассмотреть едва ли не все мельчайшие детали его корпуса. Ничего подобного в Иркутске раньше не было. Справедливости ради скажем, что ничего подобного не было и во всей стране, поскольку это был первый в ее истории регулярный пассажирский рейс реактивного самолета. Дата 15 сентября 1956 года и город Иркутск навсегда вошли в историю авиации.

Ударными темпами

Разработка самолета Ту-104 — первого в мире реактивного лайнера, совершившего регулярный пассажирский рейс — началась в начале 50-х годов прошлого века. За основу был взят стратегический бомбардировщик Ту-16. Когда после смерти Сталина Советский Союз возглавил Хрущев, интенсивность работ увеличилась. Никита Сергеевич был чрезвычайно увлекающейся личностью, поставившей себе задачу «догнать и перегнать» капиталистов по всем направлениям — в том числе и в гражданской авиации.

Проект строительства Ту-104 идеально подходил для этих целей и быстро стал одним из приоритетных в СССР. Работы велись в небывалом для истории авиации графике. Достаточно сказать, что когда в Харькове начали монтаж первой машины, цеха для этих работ еще не были достроены. И тогда было принято беспрецедентное решение: одновременно с началом сборки самолета достраивалась производственная площадка.

На тот момент Иркутск уже рассматривался как один из городов, куда Ту-104 сможет совершить свой первый рейс. Он более других городов подходил для приема нового реактивного лайнера. Удобное географическое расположение, неплохая материально-техническая база — все это ставило Иркутск вне конкуренции. Не было лишь подходящей инфраструктуры, и ее ударными темпами начали создавать. По сути, решался целый комплекс сложнейших кадровых, технических, строительных и инженерных задач.

На тот момент в Иркутске была сравнительно небольшая полоса длиной полтора километра. Сейчас она служит для стоянки самолетов. Для приема Ту-104 в кратчайшие сроки построили новую ВПП длиной 2,5 километра, толщина твердого покрытия составила 47 сантиметров. Чтобы ускорить сроки сдачи, прямо в аэропорту возвели бетонный завод. По сути, эта полоса, в усовершенствованном и удлиненном виде, служит нам и сейчас.

— Практически с нуля была построена аэронавигационная система — дальние и ближние приводные маяки, обзорные локаторы, командно-диспетчерский пункт, — рассказывает директор музея истории Международного аэропорта Иркутск Андрей Коршунов. — На полосе установлено светотехническое оборудование — это тысячи огней, к каждому из которых под землей был проложен кабель.

В общем, буквально за пару лет иркутское авиационное хозяйство совершило гигантский скачок вперед. К сентябрю 1956 года в Иркутске все было готово к приему первого в мире рейса, совершенного на реактивном самолете.

«Это реактивный самолет сел!»

В 1956 году ветеран Иркутского аэропорта, один из создателей музея его истории Олег Сергеевич Шесмаков только-только пошел в первый класс. Учился в 23-й школе, в непосредственной близости от аэродрома. Он вспоминает, как днем 15 сентября учительница вывела их в ближайшую рощу, в районе нынешней остановки «Ипподром» — собирать листья для гербария.

— Вдруг со стороны города послышался звенящий гул, — вспоминает ветеран. — Подняли головы — видим: на нас с большой скоростью снижается что-то огромное, блестящее, непонятное: опущенные вниз крылья, длинные стойки шасси — все это мало напоминало те самолеты, которые мы видели, а больше походило на космический корабль. Девочки бросились к учительнице, многие невольно присели, закрыли головы руками. Когда самолет поравнялся с нами, он шел на высоте не более ста метров. Некоторые не выдержали и упали на колени. Помню, как я поднял голову и успел разглядеть, как мне казалось, каждую его заклепку. Самолет скрылся за лесом, а до нас донесся запах сгоревшего топлива. Один из моих одноклассников, Женя Грищенко, у которого отец преподавал в авиашколе, закричал: «Я знаю, это реактивный самолет сел!» Слово «реактивный» мне тогда буквально врезалось в память.

Сначала в Иркутск летали только внуковские летчики, а уже в следующем году в Иркутске был создан свой летный отряд реактивной авиации, второй в стране. Из 201 самолета Ту-104 разных модификаций, построенных на заводах в Харькове, Омске и Казани, порядка сорока эксплуатировались в Иркутске.

— Наших летчиков сразу было видно, — вспоминает Олег Шесмаков. — Всегда безукоризненно одетые, подтянутые. Настоящая элита гражданской авиации.

Самолет Жукова

На регулярных пассажирских рейсах самолет Ту-104 использовался до 1979 года.

Списанные самолеты резали на металлолом, а некоторые из них, в память о былых заслугах, стали памятниками.

Такова, в частности, была судьба Ту-104Б, который в апреле 1979 года совершил рейс из Москвы в Иркутск. Это был последний полет «сто четвертого» в Иркутский аэропорт. По случаю этого события на аэродроме прошел небольшой праздник, а лайнер через некоторые время был перевезен в район объездной дороги, ведущей от аэропорта в микрорайон Солнечный (возле нынешнего автоцентра Hyundai). Там его подняли на постамент, однако простоял он относительно недолго. По одной из версий, он был кому-то продан и куда-то перевезен. По другой — вандалы разрушили его настолько, что дальнейшее его пребывание на постаменте выглядело просто неуместно. Так или иначе, самолет исчез, а Иркутск — первый в мире город, который принял пассажирский рейс, выполненный на реактивном самолете — остался без своего Ту-104.

Накануне шестидесятилетнего юбилея исторического рейса Москва — Иркутск редакция газеты «СМ Номер один» предложила восстановить историческую справедливость и вернуть самолет Ту-104 в Иркутск. Понятно, что лайнер, выполнивший первый рейс, равно как и самолет с постамента, окончательно канули в Лету. Скорее всего, они распилены и сданы на металлолом. А вот какой-то другой самолет Ту-104, думали мы, найти, возможно, и получится.

Идея была одобрена руководством Международного аэропорта Иркутск, и совместными усилиями мы начали поиск возможного кандидата на памятник. И такой самолет был найден. Это Ту-104 № 42417. В настоящее время он находится в аэропорту города Омска, и на нем тренируются пожарные.

Сейчас идут переговоры между Омском и Иркутском. Омичи, в принципе, не против отдать самолет. Обговариваются детали. В ходе переговоров выяснилось, что относительно борта № 42417 в среде омских авиаторов ходит целая легенда. В свое время на этом самолете из аэропорта Внуково летел маршал Советского Союза Георгий Жуков. В районе Омска самолет стал барахлить, и пилот счел нужным совершить вынужденную посадку. Пару часов технический персонал пытался отыскать неисправность, но безуспешно. Жукову это дело надоело, и он вызвал другой борт. А № 42417 навсегда остался в Омске.

Так что не исключено, что в скором времени Иркутск получит не просто уникальный самолет, но еще и самолет с легендой.

Метки: Жизнь, Иркутск

Иллюстрации: 

Посадка на самолет Ту-104 в аэропорту города Братска. Фотография 1968 года.
Посадка на самолет Ту-104 в аэропорту города Братска. Фотография 1968 года.
Один из первых самолетов Ту-104, еще со старой системой нумерации, в аэропорту города Иркутска. На заднем плане — старый терминал (сейчас — терминал международных линий), новый был построен только в 70-х годах.
Один из первых самолетов Ту-104, еще со старой системой нумерации, в аэропорту города Иркутска. На заднем плане — старый терминал (сейчас — терминал международных линий), новый был построен только в 70-х годах.