В Иркутске появится памятник матери работы скульптора Зураба Церетели

Родная мать, крестная мать, мать-природа, мать-Земля, Родина-мать. Вспомнить всех и увековечить в одном лице — такая задача была поставлена перед скульпторами — инициаторами конкурса на лучший проект памятника матери.

«Идея установить в Иркутске памятник матери принадлежит Совету почетных граждан. У администрации города уже есть опыт проведения таких конкурсов: мы работали над памятниками Ножикову, первопроходцам, женам декабристов и эту идею тоже поддержали», — рассказывает Ольга Дьячкина, начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Иркутска. Однако воплотить образ матери в широком смысле этого слова с первого раза не удалось — члены жюри, рассмотрев предложенные работы, решили объявить о втором туре конкурса: некоторые макеты отправились на доработку, другие и вовсе сошли с дистанции. Во втором туре приняли участие 8 авторов и творческих коллективов, которые представили на суд жюри 11 работ. Наконец, было решено, что в сквере имени Охлопкова (рядом с драматическим театром) появится скульптура работы Зураба Церетели. Проект будет воплощен за счет инвесторов.

В состав жюри вошли почетные граждане Иркутска Юрий Шкуропат и Анатолий Шантуров, начальник управления культуры комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Ольга Аксаментова, главный архитектор «Иркутскгипродорнии» Сергей Демков, член правления Иркутского отделения Союза архитекторов России Андрей Красильников, заслуженный художник России Лев Сериков, председатель Ассоциации архитектурных мастерских Евгений Третьяков, депутат думы Иркутска Сергей Юдин. Приглашенными независимыми экспертами выступили депутат Александр Ханхалаев, генеральный директор ЗАО ПИИ «ГорПроект» Дмитрий Кузаков и зампредседателя комиссии «Городская среда» Общественной палаты Иркутска Галина Константиниди.

Иллюстрации: 

Эту работу большинством голосов жюри признало лучшей.  В пояснительной записке к проекту памятника матери Зураб Церетели указал: «Концепция проекта предполагает прочтение матери как обобщенного символа жизни, рождения, созидания. В руках женщины цветы — символ красоты, любви, нежности, цветения жизни».  В администрации уточняют, что скульптура все-таки будет доработана — головной убор, прическа. К тому же женщина будет немного старше, чем в представленном варианте. Возможно, изменится высота пьедестала, на котором появятся барельефы, демонстрирующие разные ипостаси матери, и тогда уже не останется вопросов, кому сделано посвящение. Скульптура будет выполнена в бронзе, техника — литье, высота фигуры — около трех метров. Установить памятник планируется на улице Карла Маркса в сквере имени Охлопкова, у драмтеатра, недалеко от дома № 10,  где располагается один из факультетов медуниверситета
Эту работу большинством голосов жюри признало лучшей. В пояснительной записке к проекту памятника матери Зураб Церетели указал: «Концепция проекта предполагает прочтение матери как обобщенного символа жизни, рождения, созидания. В руках женщины цветы — символ красоты, любви, нежности, цветения жизни». В администрации уточняют, что скульптура все-таки будет доработана — головной убор, прическа. К тому же женщина будет немного старше, чем в представленном варианте. Возможно, изменится высота пьедестала, на котором появятся барельефы, демонстрирующие разные ипостаси матери, и тогда уже не останется вопросов, кому сделано посвящение. Скульптура будет выполнена в бронзе, техника — литье, высота фигуры — около трех метров. Установить памятник планируется на улице Карла Маркса в сквере имени Охлопкова, у драмтеатра, недалеко от дома № 10, где располагается один из факультетов медуниверситета
Ольга Дьячкина, начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Иркутска: «Сложность в том, что памятник матери должен нести в себе не только прямой образ материнства, но и все другие смыслы этого емкого понятия. Беременная женщина не всегда становится матерью; женщина с коляской, младенцем на руках тоже может быть вовсе не мамой, а сестрой или няней. К тому же мамы у всех разные, и пытаться воплотить образ матери в прямом его смысле — сложная задача, у каждого мать своя — старше или моложе, выше-ниже, полнее-стройнее, коротко стриженная или с кудрями. А у кого-то мамы и вовсе нет и не было. Задача перед скульпторами стояла сложная — объединить все образы и символы. Жюри посчитало, что с задачей лучше других справился президент Российской академии художеств Зураб Церетели»
Ольга Дьячкина, начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Иркутска: «Сложность в том, что памятник матери должен нести в себе не только прямой образ материнства, но и все другие смыслы этого емкого понятия. Беременная женщина не всегда становится матерью; женщина с коляской, младенцем на руках тоже может быть вовсе не мамой, а сестрой или няней. К тому же мамы у всех разные, и пытаться воплотить образ матери в прямом его смысле — сложная задача, у каждого мать своя — старше или моложе, выше-ниже, полнее-стройнее, коротко стриженная или с кудрями. А у кого-то мамы и вовсе нет и не было. Задача перед скульпторами стояла сложная — объединить все образы и символы. Жюри посчитало, что с задачей лучше других справился президент Российской академии художеств Зураб Церетели»
Проект группы авторов из Иркутска (Александр Абрамов, Владимир Акулов, Кириллова, Александр Виноградов) сочли слишком типовым и каноническим: Мадонна с младенцем, адаптированная под российскую действительность  с помощью головного убора.
Проект группы авторов из Иркутска (Александр Абрамов, Владимир Акулов, Кириллова, Александр Виноградов) сочли слишком типовым и каноническим: Мадонна с младенцем, адаптированная под российскую действительность с помощью головного убора.
Такой увидели мать скульпторы Михаил Баскаков и Александр Ашихмин из Москвы. Эта женщина — природа-мать. В ее волосы вплетены фрукты и ягоды, а покрывало соткано из цветов и трав
Такой увидели мать скульпторы Михаил Баскаков и Александр Ашихмин из Москвы. Эта женщина — природа-мать. В ее волосы вплетены фрукты и ягоды, а покрывало соткано из цветов и трав
Авторы этого проекта — скульптор Михаил Соломатин и архитектор Иван Соловьев. Они назвали композицию «Иркутская Мадонна» — мама придерживает ребенка, который делает первые шаги. Оберегает, защищает, наставляет маленького человека.  К слову, администрация Иркутска планирует сделать открытую выставку из всех скульптур, участвовавших  в конкурсе
Авторы этого проекта — скульптор Михаил Соломатин и архитектор Иван Соловьев. Они назвали композицию «Иркутская Мадонна» — мама придерживает ребенка, который делает первые шаги. Оберегает, защищает, наставляет маленького человека. К слову, администрация Иркутска планирует сделать открытую выставку из всех скульптур, участвовавших в конкурсе
Таким представил образ матери Алексей Плотников из Иркутска. В большинстве своем скульпторы показали мать именно в образе родительницы: женщина с ребенком, с двумя, с коляской или с животом. Все эти монументы достойны воплощения в больших формах, но в других проектах — так решили члены жюри. «Такие статуи олицетворяют материнство, — говорит Ольга Дьячкина. — Эту тему уже освоили скульпторы для памятника, который планируется установить у родильного дома»
Таким представил образ матери Алексей Плотников из Иркутска. В большинстве своем скульпторы показали мать именно в образе родительницы: женщина с ребенком, с двумя, с коляской или с животом. Все эти монументы достойны воплощения в больших формах, но в других проектах — так решили члены жюри. «Такие статуи олицетворяют материнство, — говорит Ольга Дьячкина. — Эту тему уже освоили скульпторы для памятника, который планируется установить у родильного дома»
Это работы иркутянина Ильи Ставского, автора «Виолончели» на улице Урицкого, «Туриста» на Карла Маркса и скульптурной группы «Свидание» у кинотеатра «Баргузин». «Фигура сидящей женщины, — объясняет мастер, — передает состояние внутренней сосредоточенности, словно она прекрасный сосуд, наполненный внутренним светом. Она понимает важность своей миссии, руки оберегают хрупкую жизнь...» Такой монумент автор предложил разместить на скамейке в 130-м квартале. Еще одна работа для этого конкурса — девушка с яблоком. По замыслу скульптора, она должна ассоциироваться с праматерью человечества Евой, «что несет надвременный смысл, становится продолжением жизни и плодородия»
Это работы иркутянина Ильи Ставского, автора «Виолончели» на улице Урицкого, «Туриста» на Карла Маркса и скульптурной группы «Свидание» у кинотеатра «Баргузин». «Фигура сидящей женщины, — объясняет мастер, — передает состояние внутренней сосредоточенности, словно она прекрасный сосуд, наполненный внутренним светом. Она понимает важность своей миссии, руки оберегают хрупкую жизнь...» Такой монумент автор предложил разместить на скамейке в 130-м квартале. Еще одна работа для этого конкурса — девушка с яблоком. По замыслу скульптора, она должна ассоциироваться с праматерью человечества Евой, «что несет надвременный смысл, становится продолжением жизни и плодородия»
baikalpress_id:  103 385
Загрузка...