В Иркутске кинотеатры размещали даже в церквях

В конце восьмидесятых годов в областном центре работало шестнадцать кинотеатров

Кино достигло Иркутска стремительно. Уже через два года после того, как в Париже был показан первый фильм братьев Люмьер, состоялся киносеанс и в Иркутске. В иркутской летописи Колмакова этому знаменательному дню соответствует такая запись: «14 апреля 1897 года в театре Н.И.Вольского Маржецкий демонстрировал два величайших изобретение века — кинематограф и микрофон». Первый более или менее постоянный кинотеатр — на теплое летнее время — был устроен на открытом воздухе в Интендантском саду (сад спускался к Ушаковке, сейчас на его месте остатки завода им. Куйбышева) только через девять лет. А еще через год в Иркутске был открыт первый постоянный кинотеатр — и с этого момента началось утверждение кино в Иркутске. К концу советской эпохи в Иркутске было 16 кинотеатров, больших и не очень. Какова их судьба?

Самый первый и самый большой

Значительное событие — открытие в 1906 году первого кинотеатра на углу улиц Большой и 3-й Солдатской — дело рук предприимчивых итальянцев Донателло. По семейной легенде, Антонио и Бернардо, взявшие себе русское отчество Михайлович, привезли в Россию музыкальный оркестр. В Иркутске к тому времени было уже большое итальянское землячество, из-за экономического кризиса многие итальянцы ехали в Россию. В Иркутске братья всерьез занялись кинопрокатом. Брат Антонио остался делать бизнес в Иркутске, брат Бернардо отправился окультуривать Читу. Вскоре Донателло имели дела и разных городах Сибири, на Дальнем Востоке и в Москве.

В первом кинотеатре «Электро-иллюзион-театр» сеансы давались через каждый час. Наплыв иркутян, жаждущих зрелищ, был огромен. Так что следом, в том же году, открылось еще несколько кинотеатров от других предпринимателей, и не только в центральной части города, но и на левом берегу, в Глазково, возле железнодорожного вокзала. Но Антонио

Донателло подошел к делу с невиданным размахом. Он владел кинотеатрами — через год открыл еще один, большой, названный «Гранд-электроиллюзион», а потом переименованный в «Электроиллюзион Гигант», и был первым прокатчиком фильмов, а также первым создателем документальных фильмов из иркутской жизни. Он привлек к этому известных операторов и снимал сам. Съемки дореволюционной Сибири, хроники, кинофиксация наиболее значительных событий принадлежали в основном его фирме. Донателло был пропагандистом русского кино, покупал фильмы у Ханжонкина и Дранкова.

Донателло, забрав семейство и свои хроники, уехал из советской России только в 1923 году. До этого он неплохо существовал при советской власти в качестве вице-консула Италии. Но когда в 20-е началась национализация всего, в том числе и кинотеатров, Донателло, сильно возмутившийся этим фактом и выразивший свое возмущение на съезде кинопрокатчиков в Москве, был вынужден уехать в Харбин.

Кинотеатры итальянца были национализированы и получили новые, советские имена. «Электроиллюзион» был назван «Хроникой», а «Гранд-электроиллюзион» — «Гигантом». «Хроника» долгое время показывала документальные фильмы.

За несколько лет до перестройки в кинотеатре установили новое, современное стереоскопическое оборудование одесского производства и переименовали в «Хронику-Стерео». Это было единственное в Иркутске место, где горожане могли посмотреть стереофильмы. «Хроника» пережила девяностые, хотя и не без ущерба. Новые ее владельцы развернули на базе «Хроники» суперсовременный комфорт-класса кинотеатр и назвали его «Дон-Отелло» — точно так же назывался кинотеатр, открытый Бернардо Донателло в Чите.

«Гигант» в советское время считался самым крупным кинотеатром Иркутской области. Два зала на полторы тысячи мест посещало в будние дни около семи тысяч человек ежедневно, в выходные их количество доходило до двенадцати тысяч. В 1950 году надстроили второй этаж. В восьмидесятых годах это был единственный кинотеатр со статусом областного.

После перестройки здание приобрели частные лица и открыли в его стенах ночной клуб «Стратосфера», один из первых в Иркутске. Развлекательный комплекс (в перестроенном до неузнаваемости здании) существовал до 2014 года. Был там и кинотеатр, размещавшийся на втором этаже.

«Декаданс» на роликах

Когда мы говорим «до или после перестройки», то в отношении кинотеатров это значит и «до появления видео и после». Технический прогресс, а не только политические перемены, в какой-то момент сделал кинотеатры непопулярными. Иркутский областной трест кинофикации, который начал работу в 1926 году, в 1994 году закрылся (тогда он уже именовался комитетом по кино администрации области). Пять кинотеатров были переданы частным лицам и за счет этого не только сохранились, но и развивались. Один из них — кинотеатр «Художественный». Этот кинотеатр был открыт в 1910 году турецким подданным Ягджоглу на месте сгоревшего в конце XIX века цирка-шапито. Кинотеатр назывался сначала «Фарс», а потом был переименован в манерное «Декаданс».

Ягджоглу имел южный темперамент и был несдержан в гневе, по городу ходили истории о его рукоприкладстве в отношении служащих. Он болезненно переживал конкуренцию и, хотя с Донателло в кинобизнесе тягаться ему было сложно, не сдавался. В его кинотеатре было красиво, на красоту турецкий подданный денег не жалел. Он заказал немецкому профессору живописи роспись плафона на мифологическую тему (она была закрашена при советской власти).

Впрочем, два южанина, Ягджоглу и Донателло, ярко и настырно конкурировали не столько на рынке кинопроката, сколько в другом бизнесе — оба устраивали катания на роликовых коньках, у Донателло была открытая, у Ягджоглу закрытая площадка для катания. После смерти Ягджоглу «Декаданс» перешел во владение Антонио Донателло, а позже был национализирован вместе со всем имуществом его семьи.

В 1927 году кинотеатр открылся после капитального ремонта под новым названием «Художественный». Он был во многих смыслах передовой. Здесь впервые в Иркутской области начали демонстрироваться звуковые фильмы. Впервые в 50-х годах появился широкий экран. В подвале здания с 1936 года несколько лет работала студия кинохроники. Кинотеатр сохранился благодаря тому, что отошел БГУ экономики и права. Здесь открыт Центр кинематографии России им. Гайдая.

Первые советские

В тридцатых, когда было создано Восточно-Сибирское управление «Союзкино», стали появляться и совсем новые, советские, кинотеатры: собственно, «Новый», «Комсомольский», «Юный зритель», «Экран», «Пионер» и другие. Многие из этих первых кинотеатров не сохранились. Дольше всех просуществовал «Пионер».

Самым первым был открыт кинотеатр «Новый», за ним — «Юный зритель», там же, где и «Новый», — в старом здании на углу улиц К.Маркса и Ленина, в бывшей гостинице «Централь», а еще точнее — в помещении старого зала «Глобус», где демонстрировалось в том числе и кино. Сейчас это здание мы знаем как Дворец труда, он же ТЮЗ (со стороны ул. Ленина). Через три года после открытия кинотеатр переименовали, назвав его более определенно, имея в виду целевую аудиторию: «Решением горкома ВЛКСМ для обслуживания рабочей молодежи на базе бывшего кинотеатра «Новый» открыт кинотеатр «Комсомольский». Впрочем, «Комсомольский» вскоре был закрыт, и его место в здании занял Дворец юного ленинца — первый в городе Дворец пионеров, переехавший позже на ул. Желябова в особняк купца Второва.

Позже, в 50-е годы, в поселке Кирова был открыт еще один кинотеатр, «Комсомолец», закрывшийся в девяностые, долго простоявший бесхозным и бесславно сгоревший в марте 2005 года из-за неаккуратности бомжей, собиравшихся в нем.

Кинотеатр «Пионер» появился в конце тридцатых. Это старое здание некогда принадлежало купчихе Колыгиной, сдавалось обществу взаимного страхования; после революции там некоторое время размещалось Общество ссыльных и политкаторжан. В тридцатых оно было надстроено архитектором Кербелем специально для детского кинотеатра. Молодой иркутский художник Игнатий Бойко (погиб в 1942-м) написал для «Пионера» большое полотно, которое называлось «База курносых. Иркутские пионеры в гостях у Горького» — в честь книги, которую сочинили иркутские пионеры и которая была одобрена самим Горьким, что сделало Иркутск знаменитым среди всех пионеров СССР.

Детский кинотеатр просуществовал все советское время и время перестройки, неизменно держа социальные цены на входные билеты. В 2003-м кинотеатр был закрыт на ремонт, из которого и по сей день так и не вышел. Во время ремонта, правда, поменялся собственник — «Пионер», изношенный на 55%, был куплен за 70 миллионов 600 тысяч рублей (начальная цена на аукционе не достигала и десяти миллионов) ООО «Торговая площадь Павла Чекотова» и принадлежит теперь, соответственно, бизнесвумен Нине Чекотовой.

Из «Курятника» в «Зарю»

В самом начале сороковых в Иркутске появился еще один новый кинотеатр — «Экран». История этого кинотеатра вопиюще советская: под него использовали деревянную Никольскую нагорную церковь. Она располагалась на ул. Омулевского, 33. В 1910 году ее возвели как церковь-школу на средства старосты кафедрального собора Кузнецова.

Маленькая церковь, напоминавшая жилой дом с колокольней, просуществовала до 1940 года, была закрыта одной из последних в Иркутске. Постановлением горисполкома здание решено было перестроить под кинотеатр, который назвали «Экран». В 1999 году оно сгорело, остатки были разобраны. На месте церкви-кинотеатра — новостройка.

В кинотеатр превратили и Николо-Иннокентьевскую церковь, что выстроена была на взгорке над железнодорожным вокзалом. Церковь была воздвигнута по просьбе жителей Глазково, которые в осеннюю и весеннюю распутицу не могли посещать Троицкую церковь на правом берегу Ангары. Эта церковь была последняя из построенных в традициях классицизма. Но советское начальство не пожалело «последний классицизм», и в 1934 году церковь закрыли на переоборудование. В ней сделали сперва небольшой зальчик для просмотра фильмов, который местные жители называли курятником, а затем перестроили здание под кинотеатр. Назвали его «Заря». Сейчас в здании «Зари» снова церковь.

В сороковых был построен и «Марат» — соответственно, в предместье Марата. Его закрыли, как и все другие кинотеатры, в перестроечное время. «Марат» поставили на учет как памятник архитектуры. В 2006 году здание, изношенность которого составила 43%, было продано администрацией города частнику за 2,7 миллиона рублей, а спустя семь лет выкуплено городскими властями обратно — но уже за 116 миллионов. Тогда было обещано переместить в бывший кинотеатр школу искусств № 9.

Вокруг здания кинотеатра по сей день ведутся споры. Что в нем будет, неясно. Мэрия объяснила, что денег на капитальный ремонт и укрепление здания в бюджете нет. Два года назад жители предместья обратились к депутатам и высказали опасение, что здание бывшего кинотеатра снова будет продано — отдано инвестору, который, как это повелось, после капитального ремонта потом оформит его в собственность.

Кинотеатры-близнецы

В пятидесятые активно строились типовые парадного вида, с колоннами, кинотеатры. Такие сталинские здания для «важнейшего из искусств» возводились по всей стране. В Иркутске запустили «Мир» на Советской, 1, возле ЦПКиО, и «Байкал» на ул. Мухиной. Это во всех отношениях братья-близнецы. Даже судьбы обоих кинотеатров сложилась абсолютно одинаково — их отдали театрам. В 1987-м театр кукол «Аистенок» переехал в отремонтированное здание «Мира», а в 90-х Борис Говорин своим распоряжением предоставил «Байкал» театру народной драмы.

В 1966 году в предместье Рабочем на ул. Баррикад построили кинотеатр «Родина». В перестроечные годы он был закрыт. Несколько лет назад прежний мэр Иркутска Виктор Кондрашов высказывал идею открыть в здании этнокультурный центр.

В 1972 году появляются идентичные «Баргузин», позже — «Чайка». «Чайку» построили на ул. Терешковой и назвали в честь женщины-космонавта: «Чайка» — космические позывные Валентины Терешковой. Тот и другой кинотеатры имеют счастливую судьбу. Отданные в частные руки, они были реконструированы с полной заменой инженерных сетей.

А вот от кинотеатра «Восток» на улице Пржевальского в Ново-Ленино осталось лишь название остановки. В здании № 78 теперь размещается спортивно-развлекательный детский центр.

Ново-ленинский однозальный кинотеатр «Россия» на триста мест был выстроен в 1976-м, и еще в 2012 году там показывали фильмы — его откупила одна из двух крупных иркутских киносетей. Но в 2014 году показы прекратились. В кинотеатре имелись зал с игровыми автоматами и кафе, и молодежь устраивала возле кинотеатра шумные тусовки, чем вызывала недовольство жителей соседних домов, расположенных по ул. Севастопольской. Администрация города взяла дело в свои руки, и c 2014 года «Россия» встала на ремонт — теперь как структурное подразделение школы № 30, чтобы в дальнейшем там разместились детские кружки.

В Иркутске II, на улице Муравьева, был открыт кинотеатр «Луч». Этот кинотеатр в перестроечные годы также закрылся. В здании разместился ночной клуб «Барракуда».

«Орион», построенный по инициативе радиозавода, был закрыт в перестройку, долго стоял без дела. Но был взят в оборот одной из киносетей, которая привела «Орион» в порядок и крутила там кино до 2014 года. Два года назад «Орион» закрылся (очевидно, не выдержав конкуренции с «Джем-моллом»), и мэрия решила отдать здание детской школе искусств № 10, разместить там театральное и хореографическое отделения.

Под детский культурный центр отдан и бывший кинотеатр «Дружба» в микрорайоне Солнечном, построенный по тому же проекту, что и «Орион». «Дружба» — один из последних кинотеатров, открытых в Иркутске в советское время. Свое название он получил в честь дружбы Иркутска с городом-побратимом Карл-Маркс-Штадтом (ныне он называется Хемниц).

К тому времени в Иркутске работали 15 муниципальных кинотеатров и один областной — «Гигант». А по области кино крутило более 1500 киноустановок в государственной киносети, более 300 — в профсоюзной и более 100 — в ведомственной….