В Иркутск привезли «святые» фотографии

Вход на уникальную выставку, размещенную в городском музее, будет бесплатным

До Иркутска доехала выставка, которая вот уже несколько лет колесит по всей России. Двести фотографий, свидетельствующих о жизни монахов монашеской республики Афон, сделанные греком Костасом Асимисом, единственным человеком, которому разрешено фотографировать в любой точке святого места, на месяц займут часть экспозиции Музея города Иркутска: три зала и коридоры первого и второго этажей. Вход на выставку по настоянию автора будет бесплатным.

Три зала музея города заставлены щитами. Ими прикрыты музейные витрины постоянной экспозиции. На щитах — афонские виды и портреты: монахи, знаменитости вроде Владимира Путина и Дмитрия Медведева в афонском антураже. Земной удел Пресвятой Богородицы — монашеская республика Афон — открыт для туристов. Там можно фотографировать, но далеко не везде.

Туда, куда может попасть Костас Асимис, туриста просто так не пустят. Асимис фотографирует Афон 20 лет. Он, говорят сотрудники музея города, несколько лет жил на Афоне. Ему было оказано особое доверие. На Афоне у него даже есть келья. Ему разрешено носить подрясник — кожаный монашеский поясок.

Выставка побывала во многих российских городах — от Петропавловска-Камчатского до Новороссийска. Перед тем как попасть в Иркутск, фото экспонировались в храме Христа Спасителя. Там их и увидел руководитель городского комитета по культуре Виталий Барышников. Он предложил художнику привезти выставку в Иркутск. Грек согласился, но при условии, что вход на выставку будет бесплатным.

— Костасом были отобраны фотографии для нашей выставки. Их чуть больше двухсот. Но вообще у него тысячи фото. Среди массы фотографий есть черно-белые из архива Афона, — рассказывает научный сотрудник Музея города Иркутска Алексей Бабичев.

Эти черно-белые фото попали в поле зрения Костаса Асимиса в восьмидесятых годах, когда он открыл для себя Афон. В Свято-Пантелеймоновом монастыре сохранялась внушительная коллекция старинных стеклянных пластин с негативами середины XIX — начала XX века, вплоть до тридцатых годов. Пластины находились в плохом состоянии. Фотограф взялся за сохранение архива. Теперь отпечатки с этих пластин равноправно участвуют в выставках.

— Мы разместим их компактно, отдельно, но в рамках выставки, — поясняет Алексей Бабичев.

Он говорит, что больше всего лично его в этой экспозиции поражают лица монахов.

— Одухотворенные и суровые лица. Природа там прекрасна, а люди живут в очень суровых условиях. Спят чуть больше трех часов. В их рационе одни овощи, иногда рыба и никогда — мясо. Между тем молятся и бьют поклоны они по 12 часов в день. Очень трудно представить себе эти условия…

Музейщики рассказывают, что два-три года назад они имели честь видеть нескольких афонских монахов воочию. Их приводил в музей антиквар и общественник Сергей Снарский. В те дни музей экспонировал планшетную выставку о купцах Сибиряковых, один из которых — образованнейший человек и большой благотворитель Иннокентий Сибиряков — жил на Афоне, монашествуя, и там окончил свои дни. Пожилые монахи очень интересовались личностью Иннокентия Сибирякова. Их визит был связан как раз с желанием найти новую информацию о его мирской жизни.

— Тогда нас больше всего поразили их деревянные кресты на обычных веревках вместо цепей. Но, наверное, так и надо.

Известно, что Виталий Барышников просил Костаса Асимиса поискать в архиве монастыря фотографию Иннокентия Сибирякова. 10 сентября в 12 часов иркутяне, которые придут на открытие выставки, узнают, успешными ли оказались поиски.

Иллюстрации: 

Выставка Костаса Асимиса уже несколько лет путешествует по всей России. В Иркутск привезли 200 фотографий.
Выставка Костаса Асимиса уже несколько лет путешествует по всей России. В Иркутск привезли 200 фотографий.