В Иркутск привезли мощи Сергия Радонежского и Матроны Московской

Церковно-общественная выставка-форум в четвертый раз прошла в Иркутске. Уже в момент открытия в выставочном центре собралось две тысячи посетителей.

Все хотели почтить память преподобного Сергия Радонежского, в честь 700-летия которого в столицу Приангарья впервые привезли его икону с частичкой мощей.

В каждом выставочном павильоне была своя реликвия. Из всех уголков России, а также Болгарии, Греции, Израиля, Белоруссии, Украины на мероприятие приехало около 150 представителей различных храмов, монастырей, приходов, со своими иконами и другими интересными экспонатами и товарами.

Каждый день выставки «Православная Русь» начинался с молебна у принесенных святынь. Организаторы сделали отдельный вход и впускали паломников группами по пять человек. Очередь к мощам собиралась еще утром и не убывала до самого вечера — люди терпеливо ждали своего момента истины наедине с реликвией.

За павильонами специально отгородили место под круглые столы, где обсуждались актуальные проблемы. Одна из них — отношение РПЦ к современным репродуктивным технологиям. Буквально этим летом Иркутская область получила 700 квот на бесплатное экстракорпоральное оплодотворение. Для некоторых это единственный способ стать родителями. Но православная церковь отвергает этот путь, считая, что медицинский процесс сопровождается отбором эмбрионов, то есть убийством плохих. Как объяснил отец Олег, священник иркутского Входо-Иерусалимского храма, бездетность тоже Божия воля и причины такого положения могут быть не только физиологические, но и духовные.

— Есть люди, не способные иметь детей, и есть дети, у которых нет родителей. И церковь за то, чтобы эти две половинки встретились и получилась полноценная счастливая семья, — рассказал отец Олег. — Это важная тема, затрагивать которую со священниками решится не каждый. В храме батюшка бывает не всегда, и не всегда он свободен. На этой выставке мы имеем возможность обратиться к людям, пообщаться с нашими прихожанами, познакомиться с новыми, обменяться опытом с собратьями из других монастырей и храмов России и зарубежья.

На выставке дежурил священник, чтобы отвечать на вопросы посетителей. Особенно важно это было для тех, кто в храмы не ходит по тем или иным причинам, но верит и нуждается в духовном наставлении.

Любой из 150 храмов и приходов, безусловно, заслуживает внимания. Но рассказать обо всех невозможно. В российских глубинках полно чудес.

Стоит, например, обратить внимание на возрождение православных храмов. По всей стране вновь засияли купола. Относится это и к Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, что во Владимирской области. Примечательно это место тем, что территорию с мужским монастырем делит войсковая часть.

В книге XIX века об основании Зосимовой пустыни говорится:

«Двести лет тому назад в прежнем Переславле Залесском, в Кинельском стану, на холмистом берегу небольшой речки Молохчи красовалась лесная пустошь. <…> В неведомый для нас день посетил эту пустошь некий старец Зосима, призываемый Богом к уединенной, отшельнической жизни. Понравилась старцу эта пустынь. Помолился блаженный старец,  испросил откровения воли Божией, и, познав в своем чистом сердце, что именно это место предназначено ему для подвижничества и пустынножительства, он остался уже здесь навсегда».

На благословенном месте возвели часовню, дальнейшая судьба которой была сложна, иногда даже трагична. Она постепенно пустела, однажды в ней разместили птичник. Памятник с могилы старца сняли и перевезли в другое место. На десятилетия простой деревянный крест стал святыней для множества паломников. Возрождение пустыни произошло только к концу позапрошлого века: тогда появился храм, в котором начались молебны и служения, а к 1910 году пустынь превратилась в одну из всероссийских святынь.

Уже в 1923 году большевики разорили храм, изгнали служителей, разместив в здании детский дом, который вскоре уступил место войсковой части.

— Сейчас мы восстанавливаем храм, живем рядом с военными инженерами, — рассказала монахиня Амвросия, уже 19 лет посвятившая служению Господу. — Мы храним мощи преподобных Зосимы, Германа и Алексия, чтим икону Божией Матери Смоленской.

Чтобы попасть в этот монастырь, надо проехать через КПП военной части. Священнослужители Свято-Смоленской Зосимовой пустыни мирно сосуществуют и с солдатами, и с мирскими, сотрудничают с ними и благословляют хорошие начинания.

В Иркутск привезли не только церковную утварь, но и винные погребки, тушенку, соленья, мед… Греческий монастырь прибыл с коллекцией разных видов ладана.

Настоящей жемчужиной можно назвать женский монастырь Марии Магдалины из Иерусалима. Непростая историческая и религиозная судьба этого города объединила в самом сердце христианства разные веры, такие как иудаизм и ислам.

Монастырь Марии Магдалины в Иркутск привез достаточно скромную экспозицию: это тряпичные куколки, подвесочки-крестики из ракушек и инкрустированные тем же материалом небольшие иконы, скромные буклетики с историей церкви.

— Когда зарубежная православная церковь объединилась с русской, настоятельница нашего монастыря решила, что нужно рассказать о нас в России, — объяснила Людмила Николаевна, представительница монастыря Марии Магдалины из Иерусалима. — Я некоторое время работала там, а теперь езжу по городам и рассказываю о монастыре.

Людмила — церковная швея, ее умение стало необычайно востребованным, женщина приняла участие в восстановлении многих храмов. Но самые горячие воспоминания у нее именно от Иерусалима.

Этот монастырь основали в конце XIX века император Николай II и его братья в память о своей матери — императрице Марии Александровне. Как и храмы на территории России, после революции он пришел в запустение, пока в 1934 году в нем не остановились две британские монахини-протестантки, направлявшиеся миссионерами в Индию. Ощутив благодать, они приняли православие, при постриге взяв имена Марии и Марфы. С тех пор все настоятельницы монастыря Марии Магдалины

— Марфы: предыдущая была американкой, а сейчас руководит всем монахиня из Австралии. При монастыре уже много лет работает православная школа. Некоторые из учеников, овладев русским языком, переезжают в Россию: трое сейчас учатся в одном из училищ Екатеринбурга.

«Православная Русь» закончила свою работу в понедельник. По предварительным подсчетам, ее посетило 50 000 человек. Не все они верующие, однако зато по-настоящему интересуются историей и культурой разных народов, но одной религии.

Загрузка...