В Хохорске школьников учат, как сделать сельское хозяйство успешным бизнесом

Школы округа вошли в десятку лучших иркутских моделей агробизнесобразования. Об этом стало известно в конце уходящего 2015 года.

10 из 18 школ признаны лучшими моделями для реализации концепции развития непрерывного агробизнесобразования в сельских территориях. В том числе Хохорская СОШ (Боханский район) и Русско-Янгутская СОШ (Осинский район). О том, что позволило Хохорской школе войти в десятку лучших школ, выяснял корреспондент «Окружной правды».

В 2014 году в Иркутской области была принята концепция развития непрерывного агробизнесобразования в сельских территориях на период до 2020 года. Планируется, что в рамках реализации этой концепции увеличится количество абитуриентов, которые поступают в вузы и средние профессиональные учреждения аграрного профиля, готовящие кадры для сельского хозяйства, а также станет больше выпускников, трудоустроившихся на предприятия АПК или вернувшихся в сельскую местность. Для реализации этой идеи было отобрано 18 школ.

В январе 2015 года коллектив Хохорской школы — директор Генриетта Хоренова, заместитель директора по воспитательной работе Эльвира Дарханова, учитель начальных классов Ирина Гомбоева и старший вожатый Константин Гергенов — начали разрабатывать проект модели агробизнесшколы «Турэhэн Дайда», что в переводе с бурятского языка означает «родная земля».

Как вспоминает Эльвира Ильинична, критериев оценки проекта было много, но тем не менее на апрельском образовательном форуме авторы смогли успешно защитить свое детище.

— Наш проект рассчитан до 2020 года и охватывает все ступени обучения — от начальных классов до старших, — отмечает замдиректора. — Мы ставим перед собой задачу вырастить новое поколение сельчан — истинных хозяев земли, которые владели бы экологической культурой, умели бы применять полученные знания и опыт для сохранения и укрепления природных богатств родного края. В нашем понимании такое поколение — это поколение развитой личности, гражданина-труженика, способного к осознанному выбору сельского образа жизни, сельскохозяйственного труда, готового и умеющего сочетать трудовую деятельность как в аграрной, так и в социальной сфере сельских поселений. Мы ориентируем детей на то, что нужно возвращаться в родное село и трудиться на его благо.

Примечательно, что модель авторы представили в виде подсол­нуха.

— Этим мы хотим сказать, что Хохорск расположен в прекрасной местности — Идинской долине, питающей людей. Наша земля богата традициями, обычаями разных народов и знаменитыми людьми, — рассказывает Эльвира Дарханова. — Наш подсолнух растет на плодородной земле, вбирая в себя из родной земли все питательные силы.

Корень подсолнуха в представлении педагогов — это богатый опыт, накопленный жителями села, и фундаментальная образовательная деятельность школы.

Стебель — это деятельность и рост уровня школы, отразившиеся в зеленых листьях в виде инновационной работы педагогов и учеников. Корзина, наполненная семенами подсолнуха, символизирует главное богатство образовательного учреждения — школьников, проходящих все ступени обучения. Кстати, у подсолнуха существует три стадии созревания семян, которые не преминули использовать педагоги. Первая, рост семян, — это ученики начальных классов; налив семян — соответственно 5—9-й классы, а созревание — это 10—11-й классы. Желтые лепестки подсолнуха — это все стороны, которые воздействуют на учеников: родители, школа, администрация муниципального образования и крестьянско-фермерские хозяйства, благодаря которым будет происходить дальнейшее развитие школьников в рамках агробизнес­образования.

С начальных классов детей приучают к ведению хозяйства благодаря таким факультативам, как «Юный овощевод», «Цветочная клумба» или «Умный мастерок». В среднем звене проходят занятия по садоводству и дают основы предпринимательства в АПК. Старшеклассники с интересом посещают факультативы «Бизнес-планирование в АПК», «Введение в экономику», «Бизнес-огород», «Я и моя профессия», «Проектируем будущее» и «В мире профессий».

Кроме того, разработаны циклы классных часов для всех учеников, которые рассказывают о профессиях, а в старших классах помогают определиться с выбором специальностей, необходимых в сельской местности.