В день рождения Будды в усть-ордынском дацане прошёл обряд «Огненной пуджи»

«Огненная пуджа» — один из самых сильных буддийских обрядов — вернулась на усть-ордынскую землю спустя сто лет.

Во дворе усть-ордынского дацана многолюдно. На улице установлены деревянные столы и лавки. Женщины раскладывают фрукты, печенье, конфеты. Отдельный стол занимают пакеты с зерном. Идут последние приготовления к проведению «Огненной пуджи». Спустя сто лет этот обряд вернулся на усть-ордынскую землю и выпал на день рождения Будды. Это обстоятельство придавало происходящему особый смысл.

— Этот год во многом особенный. Мы отмечаем 250-летие принятия буддизма в России, для многих дацанов этот год — юбилейный. Например, в Алари готовятся отметить 200 лет появления буддийского храма. Кроме этого, нас ждет необычный август. Уникальность этого месяца в том, что в нем 5 пятниц, 5 суббот и 5 воскресений. Такое бывает раз в тысячелетие. В этом году буддистов ждет множество событий. Все мы, кто служит в усть-ордынском дацане, стремимся возродить и провести обряды, которые будут направлены на приумножение добродетелей, счастья и здоровья людей, — говорит Максар-лама.

«Огненная пуджа» — один из таких обрядов. Считается, что он помогает улучшить карму, обрести долголетие, получить удачу в новых делах.

— Сегодня я буду просить удачи для трех своих сыновей, — говорит Любовь Александрова. — Мы специально приехали на обряд из села Гаханы. Прочитали, что он будет в «Окружной правде», и решили поучаствовать. Привезли все необходимое, купили хадаки.

С собой, кроме привычных для буддистов белой пищи и сладостей, нужно было взять: овес — символ увеличения богатства, кунжут — символ очищения, рис, который способствует увеличению добродетели, ячмень — для увеличения духовной силы, горох — физической, пшеницу — символ избавления от болезней, пшенку — символ долголетия. Кроме этого, нужно было принести топленое масло — символ благосостояния, могущества и устранение препятствий в открытии нового дела. По рядам людей даже прошел служащий дацана. Он собрал масло в большое ведро — затем этим маслом «кормили» зажженный огонь.

Готовились к «Огненной пудже» и в дацане.

За десять дней до самого обряда двое лам погрузились в медитацию.

К обряду был сооружен постамент, на котором сидел настоятель дацана Саян-лама. Сиденье закрывала стенка, она защищала мастера ритуала от огня. На стенке был специально нанесен слог «бам» — символизирующий элемент воды. Чтобы соблюсти все правила, из Улан-Удэ приехал Зорикто-лама. Он привез нужные атрибуты: специальные головные уборы, цветной песок.

— Это очень сильный обряд. Во время его проведения на землю спускаются божества. Участие в нем очень важно для всех буддистов, — говорит Зорикто-лама.

Длился обряд около двух часов. После его окончания все желающие могли забрать с собой уголек из прогоревшего костра. Его нужно положить дома в чистое место и развеять в воздухе спустя год.

Иллюстрации: 

Люди пришли в дацан, чтобы попросить удачи и долголетия
Люди пришли в дацан, чтобы попросить удачи и долголетия
Красочный обряд шел два часа. Ламы «кормили» огонь маслом и зерном.
Красочный обряд шел два часа. Ламы «кормили» огонь маслом и зерном.
baikalpress_id:  94 035