В честь 20-летия Заксобрания иркутские парламентарии провели интернет-конференцию

Трудно поверить, но прошло уже 20 лет с того дня, как у Иркутской области появился свой парламент. Речь идет о Заксобрании Иркутской области.

С тех пор уже сменилось шесть составов, включая нынешний. Напомним, юридически Законодательное собрание является правопреемником областного Совета народных депутатов, который прекратил свое существование в 1994 году. Но, по сути, между прежними Советами и нынешним ЗС мало общего. По большому счету, областной совет никогда не был парламентом, история парламентаризма началась именно с момента появления Законодательного собрания области.

Юбилей законодатели региона решили отметить самым парламентским способом: пообщаться с избирателями в режиме онлайн. Объявление о предстоящей конференции появилось на сайте ЗС еще в марте, чтобы все желающие смогли задать волнующие их вопросы. Всего поступило более 60 вопросов, которые, естественно, касались не только проблем парламентаризма, но также ЖКХ, детских садов, налогов на транспорт и даже процедуры получения древесины гражданами для собственных нужд.

Конференция проходила в большом зале заседаний ЗС, за ее ходом можно было наблюдать из любой точки мира в режиме онлайн. Это очень хороший и полезный опыт, и надо отметить, что подобные конференции для иркутских законодателей не в новинку. Их начали проводить пять лет назад.

Первый вопрос был адресован первому человеку в парламенте — Людмиле Берлиной:

— Расскажите об итогах работы областного парламента и его основных достижениях за 20 лет.

— Сама эта интернет-конференция является одним из ответов, — сказала Людмила Михайловна, — мы стараемся идти в ногу со временем, быть максимально открытыми и доступными, и, кстати, сайт иркутского областного парламента занял одно из ведущих мест среди всех регионов по доступности и открытости. Нам есть чем гордиться, но мы не собираемся почивать на лаврах.
Людмила Михайловна вкратце напомнила историю регионального парламентаризма. Каждый из пяти прошлых созывов был примечателен какими-то достижениями или событиями. Например, первый был переходным от системы советов к системе представительных органов европейского образца. Поэтому он был сокращенным и действовал всего 2 года, однако именно он заложил фундамент парламентаризма, приняв Устав области, который просуществовал до 2008 года и, возможно, действовал бы и до сего дня, если бы не объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Второй созыв формировал финансовые механизмы, третий решал социально-экономические вопросы. Четвертый был очень сложный: тогда впервые состав Законодательного собрания был избран наполовину по партийным спискам, что привнесло в его работу политическую окраску. В общем, об этом можно написать целую книгу. Конечно, было очень трудно, особенно в самом начале. Всегда приходилось быть первопроходцами.

— Нам никто не помогал, — напомнила Людмила Берлина, — все рождалось в дискуссиях, опирались на собственный интеллект. И в отличие от других регионов, мы говорили: нам не надо модельных законов, мы разработаем их сами. С самого начала мы были моделями для других.

Затем Людмила Михайловна ответила на вопрос об участии ЗС в формировании федерального законодательства.

Посетители сайта спрашивали: какие инициативы были внесены и поддержаны на федеральном уровне?

— Их немного, около 20, — ответила Берлина, — но это не является минусом нашей работы. В других субъектах их также немного: от 2 до 6 процентов. Такова действительность.

Людмила Михайловна напомнила, что область постоянно сталкивалась с трудностями: объективными и субъективными. Депутаты сосредоточили все внимание на областном законодательстве, и это принесло свои плоды. Достаточно напомнить закон об энергетике 2000 года, благодаря которому Иркутской области удалось отстоять низкие тарифы на электричество. Это тоже результат законотворчества парламентариев. Были и другие сложности: вспомним период, когда чуть ли не каждый год менялись губернаторы, что, естественно, отражалось на работе парламентариев. У них просто времени не хватало для работы.
Затем ведущая конференции зачитала вопрос, адресованный заместителю председателя ЗС Сергею Брилке:

— Сергей Фатеевич, в сегодняшнем созыве Законодательного собрания вы, пожалуй, наиболее опытный менеджер в сфере экономики. Причем имеете опыт работы и на производстве, и в строительной сфере, и, что примечательно, в исполнительных органах власти нашей области. Как вы можете оценить экономическую политику нашего губернатора по сравнению с предыдущими? Ее минусы и плюсы?

На первую часть вопроса Брилка отреагировал с иронией, мол, спасибо, конечно, что так оцениваете мой жизненный путь, но это не главное. Затем он напомнил, что еще 10 лет назад в Иркутской области только мечтали добывать нефть, а сегодня нефть и газ добываются. На федеральном уровне приняты решения, которые позволят в ближайшие годы создать промышленные мощности на территории области для использования газа в интересах наших жителей.

— Все сбывается, — подчеркнул Сергей Брилка, — когда бизнес и государство работают сообща. Но нам также нужны новые отрасли, новые предприятия. И они тоже будут появляться. Например, Фармсинтез запланировал открыть две новые мощности в Усолье и Братске. Это произойдет в ближайшие два года.

Посетители сайта ЗС оставили немало вопросов по проблемам социальной защиты.

Например, такой: так много говорилось о надбавке к пенсии детям войны, но в итоге никто ее не получает. Почему?

Ответное слово взял Андрей Лабыгин. Он подтвердил, что эта проблема вызвала много писем и обращений в адрес ЗС. Люди, рожденные в 1923—1945 годах, рассчитывали, что у них появятся дополнительные средства. Однако надбавка полагается только тем гражданам, которые не получают других выплат и доплат к пенсии, то есть не попали ни в одну категорию (ветераны, инвалиды и т. д.). Чтобы им помочь, был принят закон о статусе детей Великой Отечественной войны, согласно которому эти лица имеют право на денежную выплату. В этом суть проблемы, которую люди не услышали.

Разумеется, посетители спрашивали о ЖКХ. Очень многих волнует судьба средств, собираемых на капитальный ремонт многоквартирных домов: куда будут поступать эти деньги, кто будет следить, чтобы их не разворовали?

По словам депутата Ольги Носенко, буквально на днях были приняты поправки в соответствующий закон, которые снимут все проблемы и подозрения. Как мы помним, изначально предлагалось собирать все деньги в общий фонд и ремонтировать дома по очереди в зависимости от степени износа. Но это предложение вызвало шквал критики. Люди недоумевали, почему они должны платить за других. Поэтому законодатели решили оставить выбор способа управления средствами самим гражданам. Теперь есть три варианта: либо перечислять деньги региональному оператору в общий фонд, либо копить их на специальном счете ТСЖ, либо открыть счет у регионального оператора на конкретный дом. В любом случае средства на ремонт и их расходование будут находиться под контролем государственных служб.

Конечно, депутаты просто физически были не в состоянии ответить на все 60 вопросов, однако пообещали, что ни один вопрос не останется без ответа. Все они будут опубликованы на официальном сайте Законодательного собрания.

Все ответы, а также видеозапись интернет-конференции, посвященной 20-летию регионального парламентаризма, доступны на сайте Законодательного собрания Иркутской области по адресу: http://www.irk.gov.ru/service/conference/.

Загрузка...