В Александровске хранят старинные лапти и играют на ложках

Старинное село Александровск, расположенное в Аларском районе, было основано поляками, затем туда перекочевали белорусы.

Их потомки до сих пор живут на этой земле и преданно хранят память о своих предках. В центре села находятся школа и Дом культуры. Это главные объекты Александровска.

В школе учатся дети из трех населенных пунктов: собственно Александровска, деревень Шапшалтуй и Угольная. Всего на сегодняшний день здесь 64 ученика, хотя при строительстве школы предполагалось, что за партами могут сидеть 320 человек.

Когда-то детей действительно было много, однако за последние десятилетия их число значительно сократилось.

Впрочем, как отмечают педагоги, в том, что сегодня количество детей в школе невелико, есть и свои плюсы: с каждым учеником они могут работать индивидуально.

— В основном в одном классе у нас обучается по шесть человек. Самый большой класс состоит из 10 школьников. Поэтому преподаватели работают с каждым из них, точно знают сильные и слабые стороны всех своих подопечных и уделяют им максимум времени и внимания, — говорит Анна Денежкина, директор школы. — Можно с уверенность сказать, что мы берем не количеством, а качеством. Все наши дети с успехом сдают экзамены и в 11-м классе, и в 9-м.

Среди учителей и сотрудников школы также немало призеров различных конкурсов.

Так, например, в этом году награды удостоился водитель школы — он принимал участие в проекте «Лучший технический работник». Единственное, что огорчает педагогов, так это то, что почти никто из выпускников школы после окончания ссузов и вузов не возвращается в Александровск, все разъезжаются кто куда. Впрочем, это вполне объяснимо — работы для них здесь нет, поэтому приезжают они домой лишь в гости к родителям.

Школа была построена в 1976 году. Со временем ее расширили, сделав пристрой к ней для шестилеток. Как признается директор школы, здание храма науки уже давно нуждается в капитальном ремонте — его не было порядка 40 лет. За это время прогнили рамы, стала протекать крыша. Каждый год педагоги своими силами и из собственных средств выполняют косметический ремонт, однако этого уже недостаточно. Требуются более серьезные работы.

В стенах учебного заведения также находится музейная комната. По традиции здесь собрана вся история Александровска: известные жители, трудовые будни села, память о ветеранах, старинные экспонаты. Как рассказывает Любовь Витвицкая, руководитель музея, основателями села являются переселенцы из Польши. Однако задолго до этого здесь уже жили два поселенца: китаец и эстонец. До сих пор близ населенного пункта существуют две заимки, названные в их честь: Китайка и Эстонка. Первую еще называют Грисовым бугром, в честь первых переселенцев, которые там затем обосновались. Когда точно образовалось село, доподлинно неизвестно, но жители рассказывают о том, что когда-то на остановке в Александровске был вкопан столб с датой — 1901 год. Именно с этого времени и стали вести свою историю александровцы. Столб с годами демонтировали и пустили на строительство.

Первыми поселенцами стали люди с фамилиями Цешковский, Чернокульский, Крупович.

Сначала поляки жили кланами, обособленно вели хозяйство, каждый пахал и обрабатывал свои поля. Однако позднее люди объединились. В музее сохранились старые снимки и первых жителей, и их семей.

— Один из братьев Цешковских был в концлагере и умер в 1942 году. В музее остались копии писем, которые он писал своим родным, где рассказывал о том, как он живет в лагере, о тяготах. После войны один из друзей умершего брата, которого освободили американцы, написал четыре письма его семье, — рассказывает Любовь Витвицкая.

После поляков на эту землю перекочевали белорусы. Сначала один человек, а затем по цепочке прибыло еще несколько семей. Их в Александровске до сих пор много. Первые рубашки с белорусской вышивкой, а также платья хранятся в музее. Как отмечает Любовь Витвицкая, со временем культуры переплелись между собой — белорусская, русская, украинская. Также среди экспонатов музея можно увидеть такое орудие труда, как чесалок. Его использовали для вычесывания шерсти или конопли.

Раньше жители сами шили конопляные мешки, плели веревки. Один из жителей подарил музею весы — безменок. Он был выкован на кузнице, а вес измерялся в фунтах. Среди старых изделий постоянно чередуются то польские, то белорусские.

Например, прялки хранятся от поляков, а начоука (приспособление для замеса теста) появилась от белорусов.

К слову, селение не всегда именовалось Александровском. Название его менялось в зависимости от того, какое хозяйство там располагалось. По словам Татьяны Мелещенко, библиотекаря, в советское время оно долгое время было Дзержинском, в честь колхоза, а затем ГПК (государственное птицеводческое предприятие) «Кутуликский», и только в 1969 году селу вернули название Александровск. При этом есть две легенды, связанные с происхождением этого названия. Одни утверждают, что селение получило его от имени землемера, который в давние времена выделил эту землю для поляков. Говорили, что это был очень хороший, порядочный человек, который постарался не обделить никого. В честь него и было названо село. Другая быль гласит о том, что когда-то в этих местах побывал царь Александр. Однако в это предание мало кто верит — общеизвестно, что ни один из трех Александров, русских царей, в этих краях никогда не бывал.

В Александровске была расположена крупная птицефабрика с пятью цехами.

В каждом находилось до 1000 голов птиц. Также работала животноводческая ферма.

Во времена бурной трудовой жизни в селе проживало около 3 тысяч человек. Здесь среди трех сосен была построена и церковь, которая затем была разрушена. В прошлом году благодаря инициативным жителям храм восстановили. Над его строительством трудились и молодые, и пожилые александровцы. В октябре 2013 года на храм установили купол с крестом.

До поры до времени птицеводческое хозяйство процветало, однако после перестройки оно стало приходить в упадок, а в 1995 году и вовсе было ликвидировано. Часть населения в поисках заработка стала разъезжаться, другая же осталась на малой родине.

Несмотря на все невзгоды, село по-прежнему живет. Более того, жители ведут активную культурную жизнь. Сегодня здесь работает несколько творческих коллективов. В этом году белорусский ансамбль «Крыничинка» занял первое место в народном празднике «Бульбяш-2014», который проходил в Заларинском районе. Старшеклассницы и студентки занимаются в хореографической группе «Росинка», девочки по-
младше — в «Горошинах».

Как подчеркивает Лариса Ситникова, директор Дома культуры, им есть чем гордиться и всегда есть что показать. Особое место среди творческих коллективов занимают ложкари, единственные на весь район. Несколько мальчиков и девочек играют на шумовых инструментах — ложках, трещотках, коробочках, маракасах, бубнах и т. д. В прошлом году для коллектива закупили целый набор новых музыкальных инструментов.

— Я сама очень люблю этот жанр, и мне всегда хотелось, чтобы у нас был свой коллектив. Начинали мы с обычных металлических ложек. Сами их покрасили серебрянкой, перевязали для удобства. Для детей этот жанр был необычен, но они с удовольствием взялись за его освоение. В результате вот уже три года у нас существует ансамбль «Задоринка», — говорит Лариса Ситникова. — Мы сами изучаем музыку, учимся работать с инструментами. Самое главное — соблюдать ритм, для того чтобы получилась единая композиция. У детей должно быть развито чувство локтя. Только в этом случае получится настоящая ритмичная музыка. Ребята это понимают и стараются.

Костюмы для выступлений работники клуба заказывают или шьют сами. Один ансамбль, для кадрили, им подарила районная администрация. Однако в закромах клуба скрываются и настоящие реликвии. Сотрудникам Дома культуры удалось сохранить костюмы 50-летней давности и старинные лапти, в которых выступали еще прабабушки. Сделаны они из конопли и, несмотря на свой преклонный возраст, до сих пор целы и невредимы. Участники коллективов до сих пор активно пользуются этими ретровещами и таким образом дают им вторую жизнь.

baikalpress_id:  99 168