В 55 школах Иркутской области одновременно учатся здоровые ребята и дети-инвалиды

Научным языком это называется «инклюзивное обучение». Признали его необходимость совсем недавно. Но положительный эффект в таких школах заметен уже сейчас.

Ангарская школа № 6 одна из первых в Иркутской области начала работать с детьми-инвалидами. По словам директора Инны Морозовой, первый класс ребятишек с диагнозом ДЦП педагоги взяли 13 лет назад из детского сада № 9. В нем воспитываются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Раньше схема работы с ними была стандартной: специальный детсад, а потом школьное обучение на дому. Для родителей этот переход всегда был стрессом. Ведь дети в садике дружили, общались. А после выпуска их фактически обрекали на сидение дома в одиночестве. Тогда было решено организовать на базе садика отделение начальной школы № 6. А четыре года назад — и старшую школу. В минувшую среду министр образования Иркутской области Елена Осипова побывала в Ангарске, чтобы посмотреть, как вместе учатся здоровые дети и дети-инвалиды.

По словам директора школы № 6 Инны Морозовой, для того чтобы оборудовать в школе кабинеты и закупить все необходимое для комфортной учебы детей-инвалидов, потребовались деньги. Пять миллионов рублей выделил муниципалитет, два миллиона получили по федеральной программе «Доступная среда», еще миллион на закупку детской спортивной площадки выделил благотворительный фонд «Обнаженные сердца». Помогают и частные лица. Например, на занятиях физкультурой ребята с ДЦП не бегают, а ездят на четырех специальных велосипедах «Ангел-соло». Каждый такой велосипед стоит 35 тысяч рублей. Купили их школе просто в подарок. А еще ангарские ребятишки с ДЦП — единственные, кто каждый день ездит в школу и из школы на общественном транспорте. Специальный автобус социальной транспортной службы, оснащенный для перевозки инвалидов-колясочников, бесплатно предоставляет местный перевозчик —  Автоколонна-1948.

Министр образования пообщалась с учениками как полностью «особых», так и смешанных классов.

Педагоги школы рассказали Елене Осиповой, что в среднем восьмиклассники из «особого» класса учатся лучше своих здоровых сотоварищей. По русскому языку у них 64% четверок и пятерок, тогда как в обычных классах только 40%. Как орешки здесь щелкают и другие науки.

В 8 «В» есть несколько победителей городских олимпиад и даже один победитель олимпиады регионального уровня. Чаще всего ребята выигрывают по биологии, географии и другим предметам естественно-научного цикла. Есть в классе и свой герой — Семен Волков. К сожалению, парень не может участвовать в олимпиадах, потому что не в состоянии писать без специального устройства — электронной платформы. Но у него поистине феноменальная память и воля. Для того чтобы не отставать от сверстников, Семен, у которого настолько тяжелая форма ДЦП, что даже сидит он с трудом, занимается сразу по трем программам: в классе, на дому и дистанционно. Все предметы он держит в голове. Даже геометрию диктует учителю: «Вектор направо, вектор вниз…» Так же, устно, решает любые задачи. А пишет диктанты на компьютере без ошибок, водя одной рукой по платформе специальный шар.

Побывала Елена Александровна и на уроке в смешанном классе. Совсем еще малыши, первоклассники, на уроке труда клеили из бумаги и разрисовывали симпатичного кота. Внешне и не поймешь, кто из них с ограниченными возможностями. Но по работе видно, что Полиночка Сапрыгина чуть отстает от других. У Полины тоже ДЦП, и потому для развития непослушных ручек с ней на дому дополнительно занимается педагог. Зато по устным предметам она прекрасно учится. Среди одноклассников, по ее словам, у Полины много друзей. Вот и кот обязательно будет дорисован к концу урока. Рядом же есть подружки!

Вот он — плюс инклюзивного обучения: физически здоровые дети общаются с инвалидами на равных, считая их полноценными членами общества. Учатся дружить и помогать тому, кто слабее.

  • Стоит понимать, что школа, где могут учиться дети-инвалиды, это не просто учреждение, оснащенное пандусом. Здесь должно быть предусмотрено все необходимое не только в материально-техническом, но и образовательном плане. Например, с ребятишками, страдающими ДЦП, в ангарской школе работают кроме учителей специальные тьюторы — помощники. В штате учреждения есть логопед, был специально обучен школьный медик. И даже столовая приспособлена для таких учеников. Ребята с ДЦП едят вместе с другими классами. Но их обеденный перерыв равен не положенным по нормативу для обычных детей 20 минутам, а целому уроку. Таким же должен быть учебный процесс и в других инклюзивных школах.

Иллюстрации: 

Идет урок физкультуры  в школе № 6 Ангарска, где  вот уже больше десяти лет практикуют инклюзивное обучение (совместное обучение здоровых детей  и детей-инвалидов).  На занятиях физкультурой ребята с ДЦП  не бегают,  а ездят на специальных велосипедах «Ангел-соло»
Идет урок физкультуры в школе № 6 Ангарска, где вот уже больше десяти лет практикуют инклюзивное обучение (совместное обучение здоровых детей и детей-инвалидов). На занятиях физкультурой ребята с ДЦП не бегают, а ездят на специальных велосипедах «Ангел-соло»
baikalpress_id:  102 148
Загрузка...