Успеть за ночь

Центральные улицы Иркутска начали ремонтировать большими и малыми картами

Уже заменили участки асфальта на Ленина, Сухэ-Батора, Декабрьских Событий и Карла Маркса, в сквере Кирова; в планах — начало ремонта улицы Лермонтова. Но пока центр в приоритете, ведь все работы здесь нужно успеть закончить к майским праздникам, чтобы торжественное шествие проходило уже по хорошим дорогам. Решено, что для ускорения процесса и удобства автолюбителей все ремонтные работы Иркутскавтодор будет проводить в ночное время. Журналист «Пятницы» побывала на одном из участков, чтобы своими глазами посмотреть, как идет ремонт.

Иркутск, 10 часов вечера, улица Карла Маркса — самый центр города. Как на построении, вдоль обочины шеренгой стоит спецтехника: катки, грейдер, грузовики, мини-экскаватор и автоцистерна с битумом. В сумерках ярко-желтыми горошинами по дороге туда-сюда снуют рабочие. Они выставляют конусы, знаки, перегоняют технику, подметают дорожное полотно, напевая что-то себе под нос. С участка в несколько десятков метров, от остановки «Сапожок» до торгового центра «Сезон», уже сняли старый асфальт. Осталось зачистить поверхность и укладывать новый. Водители притормаживают и удивленно спрашивают, не веря глазам: «Новый асфальт будет?» Или кричат: «Наконец-то! Молодцы!» Пешеходы и вовсе фотографируются на фоне спецтехники, работников, а особо прыткие в поисках удачного кадра успевают запрыгнуть в кабину экскаватора или катка.

— Успеете за ночь доделать? — интересуемся у рабочих.

— Спешить некуда, вся ночь впереди, — отвечают. — А вообще, еще несколько часов на укладку, укатку и застывание. К утру смело можно будет ездить.

Чуть в отдалении на тротуаре стоит солидный мужчина и внимательно наблюдает за всем происходящим.

— Специально вышел из дома посмотреть, как дорожные службы работают, порадоваться, — говорит Дмитрий. — Сам строитель, технологии знаю, поэтому могу сказать, что делают неплохо.

Проверить ход работ и их качество приехал и заместитель председателя комитета по городскому обустройству — председатель департамента дорожной деятельности Михаил Малыхин. Ведь дороги сейчас — на особом контроле иркутской администрации, а ремонт — под пристальным вниманием всего города, не только водителей, но и пешеходов.

— В этом году разом вскрылись многие дороги, — сетует Михаил Малыхин. — Сказался хронический недоремонт, который копился из года в год, сезонные факторы, а кое-где и ремонт на коммунальных сетях, которые проходят точно под дорожным полотном.

По словам специалистов, именно в апреле происходят процессы, которые подмывают почву, приводят к деформации и прорыву коммунальных сетей и, как следствие, порче асфальта. Как отмечают дорожники, если верхние слои дорожной одежды приходят в негодность, они оголяют пористые слои, которые имеют большее влагонасыщение. И как только температура переходит через ноль в ту или другую сторону, процесс разрушения ускоряется.

В отличие от ямочного, ремонт картами позволяет быстро заменить большой участок поврежденной дороги, к тому же и держится дольше — не менее трех лет.

Тем временем дорожники пригнали цистерну с битумом. В бочке начали происходить какие-то неведомые процессы, она стала шипеть и изрыгать столбы дыма.

— Это нормально, — успокаивают рабочие. — Так битум разогревается. Как только дойдет до нужной температуры, начнем заливать.

Каждый дорожник знает порядок работы от А до Я. Сначала снимается старый деформированный участок, основание хорошенько очищается, выметается вся грязь и пыль, где необходимо — проводится ремонт, поднятие бортового камня и ремонт инженерных сетей, затем по дорожному полотну проходятся битумом и наконец кладут асфальт в один или два слоя. Остается только подождать пару часов — и новая дорога готова.

Возникает вопрос: «Если все так просто и быстро, почему дороги ремонтируют картами, а не во всю длину улицы?»

— Один километр такой улицы, как Карла Маркса, при капительном ремонте будет стоить около 100—110 млн рублей, — замечает Михаил Малыхин. — Капитальный ремонт требует капитальных вложений. В нынешних условиях ограниченного бюджета делаем по максимуму то, что можем. Сейчас наша первоочередная задача — подготовить магистральные улицы с учетом разметки к торжественному шествию, которое будет 1 и 9 мая, малые мосты и путепроводы.

Кстати, всего пару недель назад на выездном совещании мэр Иркутска Дмитрий Бердников рассказал, что финансирование ремонта дорог картами будет увеличено в два с половиной раза и составит более 100 млн рублей. Но даже этих средств недостаточно, чтобы залатать весь город. Изначально власти планировали отремонтировать 35 тысяч квадратных метров иркутских дорог, но благодаря дополнительному финансированию первоначальная цифра увеличилась еще на 60 тысяч квадратов. Пока дорожные работы на иркутских улицах ведутся так называемыми малыми картами — это участки меньше ста квадратных метров. А уже после 4 мая дорожники приступят к большим. Первыми на очереди стоят улицы Тимирязева, Академическая и Ширямова.

Ближе к полуночи дорожники начали заливать 100-метровый участок на Карла Маркса битумом и ровным слоем накидывать асфальт. Разровняли и отутюжили несколько раз катком.

— Вот и все! — радостно сообщили рабочие.

Теперь осталось подождать, пока асфальт застынет, и к утру можно будет ездить по новой ровной дороге.

  • Что такое ремонт картами

Ремонт дорог малыми и большими картами — замена изношенного асфальтового покрытия на определенной площади. Так, ремонт дороги на площади до 100 квадратных метров считается малой картой, а свыше 100 квадратов — большой. Каждая из этих восстановительных работ включает в себя очистку проезжей части от старого деформированного асфальта, приведение в порядок поверхности, на которую будет укладываться новый асфальт, удаление грязи, мусора, заделка глубоких ям, поднятие или выравнивание колодцев, бордюров и, наконец, укладка и укатка асфальтобетонной смеси. При соблюдении всех норм реконструированное картами дорожное полотно способно прослужить не менее трех лет в режиме интенсивной работы.

  • Работа над ошибками

Всего два дня осталось у подрядчиков, которые в 2015—2016 годах некачественно выполнили свои работы по ремонту дорог в Иркутске. Именно к 1 мая они должны сделать работу над ошибками. В ходе ежегодной инвентаризации специалистами городской администрации выявлен 21 участок, где подрядчик выполнил работу спустя рукава, и асфальт, который должен был продержаться несколько лет, сошел вместе со снегом меньше чем через год.

Иллюстрации: 

Ремонт 100-метрового участка дороги малой картой занимает несколько часов. Технология довольно простая: сначала дорожники снимают верхний слой деформированного асфальта; где необходимо — поднимают бортовой камень, выравнивают колодцы, вычищают поверхность от мусора и заливают расплавленным битумом. Только после этого начинают класть асфальт в один или два слоя. Дальше проходятся катком, выравнивают поверхность дороги. Остается подождать пару часов, чтобы свежий асфальт застыл, потом нанести новую разметку на свежее полотно — и новая дорога готова. Таким образом в Иркутске уже привели в порядок многие центральные улицы: Ленина, Карла Маркса, Сухэ-Батора, Декабрьских Событий, сквер Кирова, на очереди — несколько участков на улице Лермонтова в Свердловском районе
Ремонт 100-метрового участка дороги малой картой занимает несколько часов. Технология довольно простая: сначала дорожники снимают верхний слой деформированного асфальта; где необходимо — поднимают бортовой камень, выравнивают колодцы, вычищают поверхность от мусора и заливают расплавленным битумом. Только после этого начинают класть асфальт в один или два слоя. Дальше проходятся катком, выравнивают поверхность дороги. Остается подождать пару часов, чтобы свежий асфальт застыл, потом нанести новую разметку на свежее полотно — и новая дорога готова. Таким образом в Иркутске уже привели в порядок многие центральные улицы: Ленина, Карла Маркса, Сухэ-Батора, Декабрьских Событий, сквер Кирова, на очереди — несколько участков на улице Лермонтова в Свердловском районе
Заместитель председателя комитета по городскому обустройству — председатель департамента дорожной деятельности Михаил Малыхин: «Дорога — это организм. В ней, на ней и под ней происходит множество процессов, невидимых глазу. Сильно сказывается температурный режим, отсутствие централизованной ливневой канализации, даже шипованная резина оставляет свой отпечаток — съедает до сантиметра дорожного покрытия за год. Происходит вытирание асфальта, несмотря на то что мы используем камень повышенной прочности. Печально, что в этом году произошло вскрытие большого количества дорог по всему городу». Но уже к майским праздникам специалисты обещают заделать малыми картами все самые проблемные участки дорог в центре Иркутска
Заместитель председателя комитета по городскому обустройству — председатель департамента дорожной деятельности Михаил Малыхин: «Дорога — это организм. В ней, на ней и под ней происходит множество процессов, невидимых глазу. Сильно сказывается температурный режим, отсутствие централизованной ливневой канализации, даже шипованная резина оставляет свой отпечаток — съедает до сантиметра дорожного покрытия за год. Происходит вытирание асфальта, несмотря на то что мы используем камень повышенной прочности. Печально, что в этом году произошло вскрытие большого количества дорог по всему городу». Но уже к майским праздникам специалисты обещают заделать малыми картами все самые проблемные участки дорог в центре Иркутска
Метки: Жизнь, Иркутск