Усольчанин Иван Зуев стал лучшим на чемпионате мира Ice Alaska

У скульпторов-резчиков считается, что победить в этом престижном конкурсе так же трудно и почетно, как стать олимпийским чемпионом.

Тем приятнее, что все три призовых места в номинации «Сингл-блок. Абстракция» заняли россияне, сумев превзойти признанных и экипированных по последнему слову техники мастеров из Японии, Китая и Америки. Всего в чемпионате участвовали 48 команд.

Для Ивана Зуева, скульптора-краснодеревщика из Тельмы, это была четвертая поездка на чемпионат. Иркутяне знают его по работам на фестивале ледовой скульптуры «Хрустальная нерпа», проводимом в Листвянке. В прошлом году Зуев и его команда заняли там 1-е место с композицией «Олимпийский огонь Байкала» и получили от спонсора два билета в Америку: для Ивана и его помощника — Николая Степанова из Якутии.

На чемпионате в Фэрбенксе усольчанин представлял работы в двух категориях: сингл-блок и мульти-блок. Сингл-блок — это когда композицию нужно вырезать из единого куска льда размером 2,5 х 1,6 х 1,2 метра, работают один скульптор и один помощник.

Идея композиции «Карнавал», которая и заняла 1-е место, принадлежит Ивану, поэтому и главный на площадке был он. Степанов резал фигуры, а Зуев — маски. Вес их — 35 и 70 кг, работа ажурная, требующая знания сопротивления материалов и особенностей фэрбенкского льда, точности глаза и рук, абсолютной аккуратности. Всего на работу у скульпторов ушло 60 часов. И вот она, победа!

В чемпионате есть еще один конкурс, где представляют композиции из десяти ледяных кубов — мульти-блок. И здесь уже нужна большая команда, поэтому к Ивану примкнули Алексей Тугаринов из Шелехова и Эдуард Пономаренко из Нижнего Тагила, занявшие 3-е место в сингл-блоке. А вместо Николая Степанова, решившего уйти в команду родной Якутии, к Зуеву напросился мексиканец Хулио, готовый встать хоть на лопату (так говорят о тех, кто выполняет черновую работу. — Авт.), лишь бы взяли. Иван взял Хулио и не пожалел: парень веселый и расторопный, а общались языком жестов и через программу переводчика на телефоне.

Вторая композиция называлась «Унесенные ветром». Хулио доверили резать реку, ребята рубили мост, а Иван резал для него 80 балясин. Резать было трудно, но еще труднее устанавливать. Один раз сорвалась деталь, и все балясины сложились как домино. К счастью, ничего не сломалось. Когда все было почти готово, поняли, что не хватает движения в реке. Вырезали одинаковые шарики, «пустили их по течению» — и композиция ожила!

Народ бегал фотографироваться на фоне «Унесенных ветром», от восхищения только руки нашим мастерам трясли, слов не находили.

Однако жюри посчитало матовый лед (который Иван специально использовал, чтобы показать туман на реке) браком. Только поэтому композиция заняла 2-е место.

Иван Зуев и его команда не огорчились, ошибки учли. И уже думают, как на следующий год на Аляску съездить, укрепиться на пьедестале.

Иван рассказывает, что в Фэрбенкс на день прилетают японцы, китайцы и американцы, чтобы посетить музей ледовых скульптур. «За работой команд следят специалисты. После закрытия чемпионата композиции разбирают, отвозят в музей, который представляет собой огромный ангар с низкой температурой, и собирают все заново».

Лед на Аляске добывают в карьере, и он плотнее байкальского. Часть инструментов, в основном пилы, Иван Зуев брал напрокат, но, выполнив ими грубую работу, основную делал своими привычными инструментами — стамесками, фрезами, терками. И все наши команды так работают. Остальные привозят на чемпионат фрезерные, токарные (вертикальные и горизонтальные) станки, ленточные пилы, лазерное оборудование, а русских с инструментами прошлого века называют стамесочниками. Однако, как оказалось, именно «стамесочники» и показывают класс.

Иллюстрации: 

Идея композиции «Карнавал» у Ивана Зуева родилась спонтанно. Однажды он увидел снимок — маска на асфальте. Кто ее сбросил и почему? Эти вопросы и помогли скульптору придумать композицию. Маски сброшены, души открыты, и возникают любовь и гармония, карнавал души
Идея композиции «Карнавал» у Ивана Зуева родилась спонтанно. Однажды он увидел снимок — маска на асфальте. Кто ее сбросил и почему? Эти вопросы и помогли скульптору придумать композицию. Маски сброшены, души открыты, и возникают любовь и гармония, карнавал души
А эта композиция называлась «Унесенные ветром». Нежную девушку подхватывает порыв ветра, и она уносится из рук своего возлюбленного. Мост настоящий, по нему можно ходить, длиной 10 метров и высотой 3, по краям — 4 светильника
А эта композиция называлась «Унесенные ветром». Нежную девушку подхватывает порыв ветра, и она уносится из рук своего возлюбленного. Мост настоящий, по нему можно ходить, длиной 10 метров и высотой 3, по краям — 4 светильника
baikalpress_id:  92 226
Загрузка...