Университет для мам и пап

Учить нужно не только школьников, но и их родителей, уверены педагоги из Слюдянки

Ученики слюдянской школы № 50 уже давно привыкли к экспериментам. Так, в 2007 году здесь перешли на обучение по гендерному признаку, в рамках которого мальчики и девочки учатся в разных классах. В 2012 году ввели школьную форму советского образца: мальчики ходят на уроки в синих костюмах, а девочки — в коричневых платьях и белых фартуках. Годом ранее здесь открыли филиал Центра гуманной педагогики (а таких в области всего четыре), основной задачей которого является воспитание личности. Новаторства продолжаются и в этом году: на базе слюдянской школы начинает работу первый в области родительский открытый университет. Сегодня, 16 марта, состоялось его открытие.

Особенный подход

— У нас каждый понедельник по утрам проходит рабочая линейка, — рассказывает директор школы Наталья Крысенок. — После того как выстроятся все классы, мы подводим итоги, озвучиваем планы на будущее. Одним вручаем грамоты, других ругаем. И на каждой линейке мы заучиваем одни и те же истины. Я сама в шутку называю эту процедуру зомбированием. Выглядит это так: я задаю вопросы, а школьники хором мне отвечают. Все до одного — с первого по 11-й класс. На вопрос, кто есть самый главный в жизни, все громко кричат: «Отец!» Самый родной — мать! Самое важное — здоровье! Самое страшное — пьянство! Самое гнусное — предательство. Самое прекрасное — это иметь мечту и стремиться к ней. А если кто-то стесняется, я объясняю: отца мы ставим на первое место, потому что он гордость семьи, ее опора. Как вы будете учиться и работать — такая и семья у вас будет. Итак, кто главный в семье? И после уже все парни в голос кричат: «Отец!»

 Наталья Ивановна не новичок в сфере образования — в школе работает с 1975 года. начинала учителем физкультуры, 23 года является директором. За это время успеваемость в школе достигала ста процентов, а качество знаний последние 11 лет не опускается ниже 50 процентов. Как отмечают сами учителя, это очень высокий показатель, ведь он означает, что больше половины всех учеников (а здесь их 450 человек) учится на 4 и 5.

— У нас есть и другие результаты, — отмечает Наталья Ивановна. — Наши дети не совершают правонарушений, среди них нет злостных прогульщиков. У нас нет второгодников. Никто не курит — достаточно пройти вокруг школы в любое время, чтобы в этом убедиться. И на всех общешкольных мероприятиях наши дети резко отличаются своим поведением: никто не бегает, не шумит, при этом они вежливы и общительны. И призовые места в районе часто наши. Хотя дети самые обычные. Раньше у нас также были разные проблемы, но все это ушло. Причина кроется в особом подходе к обучению.

Девять лет назад учителя школы № 50 Слюдянки совместно с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования разработали программу гендерного, то есть разнополого, обучения детей. Девочки и мальчики в этой школе учатся раздельно, но все внешкольные мероприятия проводят вместе. Сами педагоги утверждают, что уроки для мальчиков и девочек должны проходить по различным схемам, так как дети по-разному воспринимают полученную информацию и пики работоспособности у них кардинально отличаются. Так, например, у мальчиков больше развито правое, мобильное, полушарие. Их сначала надо нагрузить — выдать весь новый материал за первые 30 минут на уроке, поскольку потом они уже ничего усваивать не будут. Девочки другие: им надо сначала повторить материал, разогреть их, а потом уже давать новый. В итоге получается, что у мальчишек урок стремительный, а у девочек медленный, с расстановкой, с чувствами и эмоциями. В будущем это, кроме того, позволяет формировать у детей соответствующие качества: мужчины становятся уверенными, сильными, успешными, девочки — мягкими, общительными, женственными.

— Но не только это делает наш подход особенным, — вступает в беседу Наталья Золотова, руководитель филиала Центра гуманной педагогики при СОШ № 50. — Дело также в гуманно-личностном подходе. Конечно, в каждой школе работают по одной общешкольной программе, но обучающих технологий при этом много и каждая школа сама выбирает для себя, по какой из них работать. Например, есть игровые технологии, информационно-коммуникационные и так далее. Выбор же зависит от того, каким школа рисует своего выпускника, какого человека она хочет получить. Такие условия она и создает. 

Наталья Золотова отмечает: выпускник школы № 50 необязательно должен быть отличником. Ведь, если только натаскивать на ЕГЭ и аттестат, можно вырастить бездушного, безответственного человека. И наоборот — троечник, который уважает других, понимает ценность семьи, даст намного больше своей стране. Человек, который понимает простые общечеловеческие ценности и является гражданином своей страны, никогда не станет ни алкоголиком, ни наркоманом, не бросит своих детей и не оставит стариков.

Школа энтузиастов

Подобная технология называется гуманно-личностной, и в слюдянской школе ее официально внедряют с 2011 года. Примечательно, что сегодня сотрудниками филиала регионального отделения Центра гуманной педагогики, который существует при пединституте Иркутского университета, являются все учителя школы — а это 32 педагога.

Для сравнения: в Иркутской области вместе со слюдянским всего четыре филиала центра: в школе поселка Большая Речка Иркутского района, школе № 24 города Ангарска и в Доме детского творчества № 5 в Иркутске. Однако везде гуманную педагогику осваивают лишь отдельные учителя, в то время как в Слюдянке идея воспитания высоконравственного гражданина охватила буквально всех. Более того, сегодня к школе № 50 присоединяются все общеобразовательные заведения района — как школы, так и детсады.

— Это жизненно необходимо, — говорит Наталья Золотова, — если учесть то, в каком обществе мы сегодня живем. Если детям просто говорить, что такое хорошо, а что такое плохо — они это не услышат. Ценности необходимо буквально вбивать им в головы в виде постоянной тренинговой работы, они должны регулярно прорабатываться в душе у ребенка.

На практике такой подход встраивается в тему каждого урока. Учителя, вне зависимости от предмета, постоянно обращают внимание детей на вещи нравственного порядка: где-то сломали скульптуру, а кто-то помог старушке вскопать огород. Вне уроков — это коллективные субботники, парад Победы 9 Мая. И все это сопровождается индивидуальным подходом к каждому ребенку. Если, например, мальчик хорошо рисовал, но вдруг потерял интерес к этому и захотел выжигать, не надо заставлять его, говорят здесь. Надо продолжать развивать его, просто учитывая изменившиеся интересы ребенка.

— Это тоже гуманно, когда ребенок сравнивает себя не с кем-то, но с самим собой, — говорит Наталья Крысенок. — Так он побеждает себя и сам решает, чего хочет добиться в жизни. Именно поэтому наши дети к тому же и учатся хорошо.

Несмотря на свою эффективность, гуманно-личностная технология требует больших затрат со стороны учителя — его времени и душевных сил. Именно поэтому далеко не все педагоги хотят на это идти. Однако в слюдянской школе трудностей не боятся. Как шутливо говорят они всем гостям: «Вы находитесь в школе сумасшедших энтузиастов!» Это подтверждает и факт появления при школе университета для родителей.

— За 4 года наш коллектив проделал большую работу, — говорит Наталья Ивановна. — Мы проводим в нашей школе ежегодные форумы для учащихся, родителей и учителей из других школ, готовим для них презентации, программы. Свои наработки по гуманно-личностной технологии мы уже опубликовали в двух методических сборниках.  Но недавно мы задумались: с учителями работаем, с детьми работаем, а родители где? Родители упущены. А ведь каждый ребенок воспитывается прежде всего в семье! Так мы решили организовать при Центре гуманной педагогики родительский университет.

В этом университете для всех родителей будут проводиться мастер-классы по педагогике, психологии, физиологии детей. Делиться он станет по уровням: дошкольный, начальная школа, 5—9-е и 10—11-е классы. Сегодня учителя школы № 50 уже готовят лекции. Более того, они уже напечатали буклеты для тех родителей, которые не смогут посещать занятия. И все это — буклеты, внеурочные часы — они отрабатывают на чистом энтузиазме. То есть совершенно бесплатно!

— Это будет не нравоучение, — объясняет Наталья Крысенок, — а обучение. Мы научим взрослых, как надо жить с детьми, как их воспитывать. Я уверена, что наши уроки станут пользоваться популярностью — мы будем готовить такие лекции, чтобы родители сами просились к нам. Еще мы будем подсказывать им, где найти дополнительную информацию, давать полезные телефоны. Помогать нам будут также другие специалисты — педиатры, психологи.

Сегодня состоялось официальное открытие университета для мам и пап, однако учеба начнется, как и полагается, с 1 сентября. Время покажет, станет ли очередной эксперимент в школе № 50 удачным. Но опыт предыдущих лет подсказывает, что все-таки — да.