Умник и умницы

С 14 января в Иркутске проходит региональный этап всероссийской олимпиады школьников.

В ней принимают участие ученики государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений с 9-го по 11-й класс. Интеллектуальные испытания проводятся по 21 предмету среди 1700 юных участников. Имена первых победителей уже стали известны. С несколькими одаренными учениками поговорила репортер «Пятницы» и узнала, что мотивирует отличников побеждать на конкурсах.

Задачи — как орешки

Илья Степанов учится в выпускном классе иркутского лицея № 36 ОАО «РЖД». Он отличник и в гуманитарных науках, и в естественных, и в точных, но больше всего юноша любит физику и информатику. В это сложно поверить, но Илья лишь дважды был хорошистом: в 5-м классе получил за четверти четверки по физкультуре. В олимпиадах 17-летний иркутянин участвует с 8-го класса, с 9-го становится призером или победителем областных конкурсов. На вопрос, приходится ли зубрить, отвечает: нет.

— Школьная программа совершенно самостоятельно продвигается, а вот подготовка к олимпиадам по математике, физике и информатике уже сложнее проходит, решаю задачки в свободное время. Но для меня это весело и интересно, — заверяет Илья Степанов. — На недавней олимпиаде по физике как по маслу прошел первый тур — решение теоретических задач: я справился со всеми, набрав полный балл. Сам себе удивился. А вот во второй день были экспериментальные задачи, работа ручками, с которой у меня проблемы. В первом задании нужно было проанализировать скорость остывания воды в стаканчике; во втором — определить коэффициенты трения между изолентой и деревом, а также между наждачной бумагой и деревом. Для этого необходимо было изучить взаимодействие поверхностей, описать ход произведенных действий и логически получить ответ.

Несмотря на свои скромные заявления, что «ручками» работать сложнее, лицеист вышел в победители регионального тура олимпиады по физике, а затем и по информатике. Теперь он собирается показать свои знания по этим двум дисциплинам в столице на заключительном этапе конкурса.

— Если займу призовое место на всероссийском уровне, наградой будет премия президента — 30 тысяч рублей, если стану победителем — получу в два раза больше. Но главное — диплом призера дает право поступить на факультет по специальности выбранного на олимпиаде предмета в любой вуз страны. Я хочу в Московский физико-технический институт поступать, на факультет инноваций и высоких технологий, там больше на информатику уклон. А деньги — это не так важно на самом деле: я еще не потратил призовые за победу в олимпиаде в прошлом году, — говорит юноша.

Рассказывая о своих любимых дисциплинах, Илья объясняет, чем его так привлекают технические науки.

— Иногда я могу задуматься, почему что-то происходит так, а не иначе, как это действует. Например, как мы вообще ходим? И часто даже сам могу ответить на такие вопросы. Но если говорить, что формулы помогают как-то в повседневной жизни, то, наверное, нет, — добавляет Илья Степанов.

На одном языке

На прошлой неделе на журфаке ИГУ собрались те, кто в будущем, возможно, свяжет свою жизнь если не с журналистикой, то со словесностью, и речь идет не о студентах, а о старшеклассниках, ведь именно на базе старейшего вуза города традиционно проходила олимпиада по русскому языку. Ее призерами стали 14 школьников из Иркутска, Ангарска, Усть-Кута, Усть-Илимска, Братска, Шелеховского, Слюдянского и Иркутского районов. А вот победителей было намного меньше: ученица 9-го класса гимназии № 1 Усолья-Сибирского Полина Шинкевич, 10-классница гимназии имени В.А.Надькина Саянска Анна Ведерникова и 11-классница Казачинской школы Казачинско-Ленского района Дарья Эйвазова. Последняя, кстати, уже несколько лет занимается журналистикой.

— Я увлекаюсь ею с 5-го или 6-го класса. Мы с группой ребят при поддержке наших классных руководителей создали школьную газету «Переменка». Правда, издавалась она всего два года, затем все как-то поутихло. После я писала про местную рок-группу, про вымирающие деревни в районной газете «Киренга», но сейчас на это не хватает времени — учеба, — рассказывает Дарья Эйвазова. — В будущем я планирую подавать документы сразу в три вуза: в ИГУ на факультет филологии и журналистики на две разные специальности — или «Журналист», или «Лингвокриминалист», и в педагогический университет на отделение переводчиков (китайский) или в ИГЛУ на отделение восточных языков. А там уже посмотрю, куда смогу попасть на бюджетной основе.

Дарья — бывалая участница интеллектуальных игр, к которым на протяжении уже трех лет готовится под присмотром преподавателя Нины Иннокентьевны Тарасовой. Девушка честно говорит, что без помощи своей наставницы победы не одержала бы.

— Мне кажется, в прошлом году задания были сложнее. Впрочем, эта олимпиада оказалась для меня тоже нелегкой. Конечно, были задания, с которыми проблем почти не возникло, но большинство вопросов все же рассчитаны на высокий уровень знаний, — размышляет победительница. — Я участвовала, чтобы показать свой район. Кроме того, при поступлении теперь будет учитываться портфолио. Задачу победить мы с учителем не ставили, хотелось не опустить планку прошлого года. Так что победа стала полной неожиданностью.

Русский язык, литература, физкультура (физподготовка Дарье очень нравится, но не очень получается, по словам самой девушки) — все это школьные предметы из обязательной программы, однако старшекласснице нравится и то, чего нет ни на одном уроке: современная иностранная музыка. Причем не американская, как можно было бы сразу подумать, раз речь идет о подростке, а корейская. Дарья любит смотреть корейские сериалы с субтитрами и слушать зажигательные песни артистов к-попа (так принято называть корейскую музыкальную культуру. — Авт.).

А вот другой нашей героине больше импонирует классическая литература, нежели попсовые песни и общение в социальных сетях — эта школьница не похожа на своих сверстников, ей ближе, скорее, образ тургеневской девушки. Полина Шинкевич, девятиклассница гимназии №1 Усолья-Сибирского, также стала победительницей в региональном этапе олимпиады.

— Во всероссийской олимпиаде я участвовала в первый раз, до этого пробовала силы только в городских конкурсах. Конечно, много и долго готовилась — на протяжении месяца каждый день уделяла несколько часов русскому языку. Меня даже отпускали с некоторых уроков иногда, чтобы было больше времени на подготовку. Мы с учителем смотрели задания прошлогодних олимпиад, разбирали ответы. В итоге на самом конкурсе я не увидела ничего суперсложного и неожиданного, были какие-то затруднения, ответы, в которых я не была уверена на все 100%, но я смогла справиться и с ними, — делится секретом победы Полина.

Девушка отмечает, что самым трудным заданием оказался перевод с древнеславянского языка: нужно было расшифровать старинное слово и привести пример, где оно, уже видоизмененное, осовремененное, встречается в выражениях русского языка. Например, наши предки использовали слово «пря» в значении «борьба, спор», а глагол «прясть» произошел от того, что при скручивании нити попеременно оказываются то сверху, то снизу, как бы борясь между собой. Чтобы разобраться в этимологических тонкостях, Полине пришлось читать специальную литературу по истории языка.

— Вообще-то я люблю читать. Больше всего мне нравится классика: Пушкин, Толстой, Достоевский — его мы еще не проходили по программе, но для себя я его уже открыла. И хотя я не уверена, что моя будущая профессия будет связана с русским и литературой, думаю, что полученные сейчас знания помогут мне в жизни обязательно, — говорит усольчанка.

Менделееву и не снилось

Считается, что математика — царица всех наук. Правда, на это же звание номинируются еще несколько не менее важных направлений, и среди них химия, объясняющая, из чего состоим мы и окружающий нас мир. Максим Горький писал: «Химия — это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области». И с его высказыванием полностью согласна братчанка Яна Альбрехт, ученица 10-го класса лицея № 1. Девушка принимала участие в региональной олимпиаде школьников по химии и заняла первое место, набрав 78,5 балла из 130.

— Я участвовала в региональном этапе олимпиады по химии и в прошлом году, тогда стала призером. А в этом выбилась в победители. Возможно, потому, что в первый раз участвовать сложнее, нет опыта, но мне показалось, что задания в этот раз были проще. А может быть, все дело в подготовке — учила я долго и упорно, — делится наблюдениями Яна Альбрехт.

Опыт и хорошая подготовка помогли Яне еще в первые минуты конкурса справиться с волнением. Школьница подумала — будь что будет, и за четыре часа, пока длились интеллектуальные соревнования, смогла решить все задания. Новый мозговой штурм ожидается совсем скоро на заключительном этапе всероссийской олимпиады. У юной братчанки на этот счет вполне позитивный настрой.

— Надеюсь показать все, на что я способна. А как уж там получится, загадывать нет желания. Конечно, я хочу приобрести льготы при поступлении, правда, с вузом еще не определилась, но время у меня еще есть, — говорит Яна.

У школьницы есть еще одна страсть: кроме естественных наук ей нравится изучать английский язык, причем для этих занятий Яна находит время после школы — ходит в лингвистическую студию. Она мечтает когда-нибудь применить свои знания на практике — посмотреть мир, пообщаться с людьми в разных частях света.

  • Всероссийская олимпиада — самая массовая в нашей стране. В ней принимают участие около 7 миллионов школьников. До заключительного этапа доходит примерно 5 тысяч учащихся. Из них 8 процентов — это победители олимпиады, которые получают право поступления в вуз или техникум (по желанию) без экзаменов.

Иллюстрации: 

«После 8-го класса я поехал  в Байкальскую физико-математическую школу — это такой специальный двухнедельный лагерь, где я познакомился  с замечательным педагогом Андреем Григорьевичем Зенцовым, он и пригласил меня учиться в лицей № 36. Я сразу оценил перемены — здесь мне комфортнее всего заниматься тем, что нравится. Конечно, есть еще множество чудесных преподавателей, которым я обязан своими успехами в олимпиадах и вообще интересом к предметам технической направленности», — благодарит учителей Илья Степанов, выпускник иркутского лицея № 36 ОАО «РЖД» и победитель регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике и информатике
«После 8-го класса я поехал в Байкальскую физико-математическую школу — это такой специальный двухнедельный лагерь, где я познакомился с замечательным педагогом Андреем Григорьевичем Зенцовым, он и пригласил меня учиться в лицей № 36. Я сразу оценил перемены — здесь мне комфортнее всего заниматься тем, что нравится. Конечно, есть еще множество чудесных преподавателей, которым я обязан своими успехами в олимпиадах и вообще интересом к предметам технической направленности», — благодарит учителей Илья Степанов, выпускник иркутского лицея № 36 ОАО «РЖД» и победитель регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физике и информатике
«За что я люблю химию? Да за все: и за длинные формулы, и за разные опыты. Химия — очень интересная наука, потому что все, что нас окружает, так или иначе связано с этим предметом», — считает Яна Альбрехт, ученица десятого класса лицея № 1 в Братске и победительница регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии
«За что я люблю химию? Да за все: и за длинные формулы, и за разные опыты. Химия — очень интересная наука, потому что все, что нас окружает, так или иначе связано с этим предметом», — считает Яна Альбрехт, ученица десятого класса лицея № 1 в Братске и победительница регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по химии
«Я считаю, в городе гораздо больше возможностей для подготовки учеников к всероссийской олимпиаде, но и районы могут выставлять сильных участников. Думаю, все зависит от педагога и ученика. И все же больше склоняюсь к тому, что школьникам из городов участвовать несколько проще», — делится своим мнением Дарья Эйвазова, 11-классница Казачинской школы Казачинско-Ленского района
«Я считаю, в городе гораздо больше возможностей для подготовки учеников к всероссийской олимпиаде, но и районы могут выставлять сильных участников. Думаю, все зависит от педагога и ученика. И все же больше склоняюсь к тому, что школьникам из городов участвовать несколько проще», — делится своим мнением Дарья Эйвазова, 11-классница Казачинской школы Казачинско-Ленского района
«Русский язык самый богатый, самый красивый! Мне нравится изучать его историю, понимать процессы, как он менялся, почему.  Я считаю, что многие заимствованные слова засоряют нашу речь, и хотя понятно, что без заимствований язык развиваться будет хуже, отставать от времени, но все же для многих современных словечек с иностранным происхождением у нас есть достойная отечественная альтернатива. Другой вопрос, что за чистотой языка сложно следить», — говорит Полина Шинкевич, девятиклассница гимназии №1 Усолья-Сибирского
«Русский язык самый богатый, самый красивый! Мне нравится изучать его историю, понимать процессы, как он менялся, почему. Я считаю, что многие заимствованные слова засоряют нашу речь, и хотя понятно, что без заимствований язык развиваться будет хуже, отставать от времени, но все же для многих современных словечек с иностранным происхождением у нас есть достойная отечественная альтернатива. Другой вопрос, что за чистотой языка сложно следить», — говорит Полина Шинкевич, девятиклассница гимназии №1 Усолья-Сибирского
baikalpress_id:  101 969