Учёные в гостях у шаманов Приангарья

Об актуальности темы межэтнических взаимоотношений в современной России говорить много не надо.

Мы, живя в Иркутске, видим, как стремительно меняется пейзаж вокруг. Могли ли мы еще 20 лет назад подумать, что по улицам сибирских городов будут ходить женщины в хиджабах? Что в некоторых школах целые классы будут состоять из детей мигрантов? Конечно, нет.

Идейный вдохновитель конференции «Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах», прошедшей недавно в Иркутске, Александр Дмитриевич Карнышев, доктор психологических наук, профессор, декан факультета прикладной психологии ВСГАО (к слову, с этого года факультет начинает подготовку психологов-бакалавров с этнокультурной ориентацией: работа во имя межнационального мира и согласия. — Авт.) говорит, что эти вопросы даже в развитых странах стоят очень остро. На наших глазах провалились попытки построить мультикультурное общество (то есть общество, в котором представители различных культур живут в мире и согласии) в некоторых весьма благополучных европейских государствах. В реальности все иначе: мигранты живут в Европе по своим законам, не желая ассимилироваться и интегрироваться. Они говорят на своем языке, носят свою одежду, исповедуют свою веру. Все это порождает непонимание и тревогу у коренного населения.

Нечто подобное происходит и в России, и у нас в Сибири есть свои проблемы. Взять хотя бы недавнюю массовую драку в 130-м квартале. Официально нигде не говорилось о межэтнической подоплеке конфликта, но социальные сети и форумы полны ксенофобских высказываний.

Задача прошедшей конференции была как раз в том, чтобы разработать пути улучшения отношений между разными народами, которые волею судеб оказались на одной территории.

— Мы считаем, что без обращения к экономике и экономической психологии сегодня обойтись невозможно, — говорит профессор Карнышев, — равно как и без обращения к этнокультурным и религиозным ресурсам народов, населяющих нашу страну. Нужно искать эти ресурсы в жизненной практике. Все, что работает на улучшение отношений, должно приветствоваться и развиваться, например фестивали народного творчества, туризм, национальная кухня разных народов, совместные культурные проекты, творческие студии и т. д.

Кроме пленарных заседаний в программе была и большая практическая часть.

Гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Красноярска побывали на празднике Сур-Харбан в поселке Баяндае и были в полном восторге от увиденного.

— Это был очень интересный опыт, — рассказывает Александр Карнышев, — наши гости воочию увидели, как бурятский праздник Сур-Харбан превращается в праздник межнациональный.

Гости также проехались по Кругобайкальской железной дороге и отметили, что сама история ее создания может стать мощным ресурсом для межкультурного взаимодействия. Достаточно вспомнить, что среди строителей Кругобайкалки были русские, поляки, албанцы, итальянцы.

Но самая интригующая часть конференции была связана с поездкой ученых в Усть-Орду на открытие центра шаманизма. Они общались с шаманами и даже присутствовали на обряде.

Читатель спросит: а зачем? Александр Карнышев объясняет:

— Мы встречались с представителями шаманских объединений, чтобы понять, каким образом традиционные верования могут помочь в межэтническом диалоге.

Здесь стоит подробнее рассказать об особом госте конференции — профессоре Московской высшей школы экономики Владимире Серкине, который больше известен как автор культовой книги «Хохот шамана».

История такая: в середине 90-х годов Владимир Серкин жил в Магаданской области, краю бескрайних просторов и суровой природы, и однажды судьба свела его с загадочным человеком без имени и возраста, которого все называли шаманом. Общение с ним заставило автора по-другому взглянуть на мир привычных вещей и явлений. Читая эту книгу, постоянно ловишь себя на мысли, что многое из того, что говорит шаман, невозможно понять с помощью ума, опыта или здравого смысла. Нужно включать интуицию, озарение и то глубинное, первобытное, что есть в каждом человеке. Современные люди утратили эту древнюю связь с природой, разучились ее понимать. Как говорит сам герой книги: «Ты видишь летящую чайку и говоришь: «Чайка летит». Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: «Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак».

Сначала «Хохот шамана» вышел в Магадане, потом главы из нее стали печатать в популярном российском журнале, затем автору поступили предложения от московских издательств. Книга стала настоящим хитом, а Владимира Серкина окрестили русским Кастанедой. Действительно, «Хохот шамана» композиционно близок «Учению Дона Хуана», и в ней также речь идет об эзотерических материях. Однако сам Владимир Серкин категорически не согласен с таким определением. По его словам, шаман и Дон Хуан совершенно по-разному понимают сущность человека. Дон Хуан считает, что человек — воспринимающее мир существо, а шаман — что человек творит мир. В общей сложности «Хохот шамана» выдержал 16 изданий! А есть еще и продолжение — «Шаманский лес» и «Свобода шамана».

При этом Владимир Серкин ведет активную научную работу, он профессор НИУ «Высшая школа экономики», автор многих научных трудов по психологии. «Пятнице» удалось задать ученому несколько вопросов.

— Вы уже бывали в наших краях?

— В Иркутске я второй раз. Не устаю восхищаться природой, особенно Байкалом. Я долгое время работал на севере России: Тихий океан, Северный Ледовитый, Берингово, Охотское и Чукотское моря — и увидел большое сходство в контурах побережья и энергии. Здесь есть два чуда: пресная вода и много тепла и солнца. Все успевает расцвести. Богатейший край!

— Вы занимаетесь изучением шаманских практик, но вокруг шаманизма ходит немало легенд. И отношение в обществе к шаманам неоднозначное. Христиане до сих пор считают шаманские культы порождением темных, даже сатанинских сил.

— Это проблема межконфессионального взаимодействия. Большинство религиозных деятелей, кроме фанатиков, проявляют терпимость к другим религиям. Но проблема все равно имеет остроту, и даже в рамках конференции возникали дискуссии, как могут соседствовать православная религия и шаманизм или буддизм и шаманизм. Между тем шаманизм — это самая древняя форма религии, существующая более 60 тысяч лет. Необходимо наладить диалог.

— Расскажите о своих впечатлениях от общения с бурятскими шаманами.

— Первый вопрос, который они мне задали: где и когда я проходил посвящение. Сразу оговорюсь, я не шаман и посвящения не проходил. Но этот вопрос говорит о том, что у них есть какая-то профессиональная организация. И само открытие шаманского центра свидетельствует об их профессионализации. Это совершенно новое явление, которого раньше не было.

Владимир Серкин считает, что не нужно отрицать древнейшие формы религии, мы за нашу историю много чего отрицали и загоняли в подполье, ни к чему хорошему это не привело. Поэтому вслед за диалогом культур нужно налаживать диалог конфессий. Тем более это актуально для Сибири и Дальнего Востока, где изучение шаманизма могло бы помочь в решении межэтнических проблем.

— Над чем сейчас работаете?

— «Хохот шамана» выдержал несколько изданий. Причем это не детектив, не боевик, не триллер, не женский роман, а философская книга о спорных вещах, и я удивлен, что в наше время она так читается. И раз такой спрос есть, я продолжаю работать. Новая книга выйдет этим летом или осенью. Пока подробнее говорить не буду, чтобы не сглазить.

Иллюстрации: 

Владимир Павлович Серкин родился в 1955 году в Якутске. В 1961-м с родителями переехал в Магадан. Окончил факультет психологии МГУ, затем аспирантуру. В 1991 году создал и возглавил кафедру психологии Магаданского университета. Опубликовал более ста научных работ по проблемам образа мира и образа жизни, системы образования коренных народов Севера, неврозов отложенной жизни, исследования сознания. Сейчас профессор НИУ ВШЭ, Москва
Владимир Павлович Серкин родился в 1955 году в Якутске. В 1961-м с родителями переехал в Магадан. Окончил факультет психологии МГУ, затем аспирантуру. В 1991 году создал и возглавил кафедру психологии Магаданского университета. Опубликовал более ста научных работ по проблемам образа мира и образа жизни, системы образования коренных народов Севера, неврозов отложенной жизни, исследования сознания. Сейчас профессор НИУ ВШЭ, Москва
Ровно год назад «Пятница» опубликовала интервью с иркутским доктором психологических наук Александром Карнышевым о проблемах межэтнических отношений. По словам профессора, в Сибири, где мы живем, своя специфика, и проблемы межнациональных отношений проявляются в несколько иных формах, нежели в других регионах, но не менее остро. Ну а основой мира и согласия между народами, по его мнению, является умение чтить привычки других людей, понимать их своеобразие
Ровно год назад «Пятница» опубликовала интервью с иркутским доктором психологических наук Александром Карнышевым о проблемах межэтнических отношений. По словам профессора, в Сибири, где мы живем, своя специфика, и проблемы межнациональных отношений проявляются в несколько иных формах, нежели в других регионах, но не менее остро. Ну а основой мира и согласия между народами, по его мнению, является умение чтить привычки других людей, понимать их своеобразие
baikalpress_id:  96 322